Газета выходит с октября 1917 года Friday 3 мая 2024

«Мы имеем дело с отложенными последствиями»

Последний пакет санкций против России носит явно демонстративный характер

Очередная волна санкций, введенных США и ЕС в отношении России, ударила в том числе по предприятиям, находящимся в Петербурге, и по банкам, которые также работают в Северной столице. К каким последствиям это приведет и затронет ли рядовых горожан? Об этом корреспондент «Вечёрки» расспросила экономиста, декана факультета менеджмента Петербургского отделения Высшей школы экономики Александра Кайсарова.

— Очередные санкции направлены против нескольких банков, в которых многие петербуржцы держат вклады, а также пользуются их пластиковыми картами, берут кредиты...
— Что касается санкций, объявленных в отношении банков, то полагаю, что рядовых россиян и петербуржцев в частности на первых порах это никак не коснется, если только они не являются профессиональными участниками рынка ценных бумаг. Названные банки (Сбербанк, ВТБ, «Газпром-банк») будут выполнять все свои обязательства перед клиентами, никаких потрясений пока не намечается: карты будут оплачиваться, «Виза» и «Мастеркард» по-прежнему будут приниматься. Это совершенно точно. Санкции касаются только ценных бумаг, которые выпускают эти банки, то есть если банк выпускает акции, облигации, то зарубежным инвесторам не рекомендовано покупать эти ценные бумаги. Если смотреть стратегически, то в будущем это может, в принципе, привести к удорожанию процентных ставок по кредитам. И для предприятий, и для простых граждан. Но это тоже неоднозначно, потому что тут очень много переменных, много вводных. Как пойдет вообще вся эта история с санкциями, как она будет развиваться? Может, завтра все прекратится, а может, еще нескоро закончится. Но если продолжится этот тренд, то банки столкнутся с тем, что деньги, которые они привлекают, будут дороже, соответственно, это отразится и на процентных ставках по кредитам.

— Но кроме финансовых рынков США и Европы есть еще финансовые рынки Азии и Латинской Америки, и там тоже имеются деньги...
— Разумеется. И европейцы это очень хорошо понимают. Если наши банки не возьмут деньги на европейских фондовых рынках, то возьмут их на азиатских фондовых рынках. Однако здесь есть одно но: в Азии — не только Китай, там еще, к примеру, существует Япония, которая следует в фарватере этих санкций, и та же Австралия. Поэтому можно сказать однозначно: если ситуация не урегулируется, то санкции приведут к удорожанию денег.

И, как следствие, к снижению конкурентоспособности наших предприятий, ведь для того чтобы платить по кредитам — а без них сегодня редкое производство может обойтись, — им потребуется больше денег. Не всякое предприятие сможет потянуть дорогие кредиты. Но если смотреть в краткосрочном периоде, на бытовом уровне граждане не должны почувствовать какие-либо отрицательные последствия санкций. Можно, конечно, самоуспокоиться, однако надо понимать, что в перспективе, если ситуация не стабилизируется, это будет сужение возможностей для наших предприятий.

В этом году наши граждане меньше путешествуют за рубежом. Зато растет популярность российских маршрутов.

— Специалисты предприятий судостроительной корпорации, которая подпала под санкции, высказывают опасение, что будут испытывать немалые трудности, — много комплектующих поставляется из Евросоюза…
— У нас оборонка работает в основном на госзаказ. Поэтому заказчик с деньгами от них никуда не денется. Да, им придется решать вопрос с комплектующими, искать замещение, но не думаю, что это неразрешимая проблема. Это может привести к задержке выполнения заказов, но не более.

У нас большой портфель судостроительных заказов как со стороны нашего государства, так и со стороны третьих стран, которые никак не привязаны к Европе и Америке. Более существенна для нашей оборонки, считаю, потеря производственных связей с Украиной, которая делала двигательные установки для судов, вертолетные двигатели, комплектующие для ракет и кое-что другое. Вот это потребует серьезной перестройки и скорейшего освоения нашими предприятиями данной продукции. Однако сама Украина от этого пострадает неизмеримо больше, так как там целые предприятия существовали за счет российских заказов. Несмотря на это, Порошенко дал четкое указание: никаких контрактов и поставок в Россию выполняться не будет, тем более если речь идет о продукции двойного назначения.

— А санкции против корпорации «Антей-Алмаз» как-то коснутся питерских предприятий?
— Да, у нас есть предприятия, которые входят в эту корпорацию, но я не думаю, что санкции серьезно на них повлияют. Может, опять же будет некоторая задержка выполнения заказов, но не больше. Как и вся оборонка, эта корпорация также работает на государство. Никаких европейских заказчиков тут нет. Может быть какая-то проблема с комплектующими, но это опять же вопрос решаемый.

— В какой сфере санкции ударят больнее всего?
— Для рядового гражданина — это санкции в финансовом секторе, о них мы уже сказали. Повторю, сразу клиенты банков ничего не почувствуют, а только со временем. Но сказать однозначно, что именно действие этих санкций приведет к удорожанию кредитов, нельзя. Много разных других факторов может наложиться на это.

— Влияют ли санкции на рост курса валют?
— Конечно, санкции рождают панические настроения. На финансовом рынке всегда в случае какого-то обострения ситуации возникает паника, поэтому колебания в ту или в другую сторону курса валют будут. Надо понимать, что время неспокойное, и к этому надо быть готовым. Лучше занять выжидательную позицию, не делать никаких резких движений, вести себя консервативно — в том смысле, что сейчас не время вкладываться в ценные бумаги. Если имеются сбережения, надо распределять их аккуратно по разным валютам.

— Наши туристические компании одна за другой рушатся — это как-то связано с санкциями?
— Напрямую, думаю, никак не связано, если не брать компанию «Нева», у которой был достаточно специфичный контингент — силовики, которым рекомендовали воздержаться от зарубежных поездок.

И надо учитывать, что в этом году россияне вообще намного меньше путешествуют за рубежом именно потому, что время неспокойное. Это не связано в чистом виде с санкциями, просто люди стали осторожнее. Некоторые рассуждают, что лучше подкопить сейчас, оставить деньги здесь. Я не думаю, что присоединение Крыма серьезно повлияло на изменение турпотока, что все ринулись туда. Просто общая экономическая ситуация сейчас вынуждает людей экономить, соответственно, снижение турпотока отражается на туристических компаниях не в лучшую сторону. 

— Многие, в том числе представители депутатского корпуса, высказывают мнение, что нам только на руку эти санкции, так как они помогут выявить скрытые резервы и заставят наши предприятия перестроиться, освоить производство продукции, которую мы закупали в тех же Европе и Америке…
— Можно и так рассуждать, конечно. Любой кризис — это толчок к развитию, и любое развитие общества начинается с кризиса — это постулат экономики. Вопрос только в том, сколько этот кризис продлится. Мы, конечно, переживем все эти кризисы, нет сомнения. Со временем что-то мы сможем заместить, но все заместить невозможно. Мы же не можем уподобиться Северной Корее и все делать сами! Надо просто искать союзников и ни в коем случае не закрываться. Что касается замещений — это все равно дополнительные инвестиции, и снова встает вопрос: где взять деньги? Сейчас еще не понятно, как развернется история с «ЮКОСом», — 50 миллиардов вынуть из казны и заплатить по решению суда не так-то просто. Возникает вопрос: мы признаем решения международных судов или нет? Пусть даже не пятьдесят, а пять — десять миллиардов — все равно это бюджетные деньги.

— Как вы считаете, то, что суд состоялся именно сейчас и вынес такое решение, — это не есть скрытый вариант санкций против России?
— Действительно, можно это так рассматривать. Есть две версии: совпадение или разновидность санкций. Вот мы запрещаем яблоки из Польши — это тоже можно рассматривать как совпадение, но, например, в той же Польше считают, что это ответ на санкции, и, может быть, не без оснований.

Между тем

Санкции ЕС против России требуют юридического анализа, но на первый взгляд противоречат нормам ВТО, и Москва будет добиваться их отмены, заявил постпред РФ при Евросоюзе Владимир Чижов.

↑ Наверх