Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 20 ноября 2024

Клуб директоров театров: между творчеством и производством

Как найти путь к театральной жизни «с человеческим лицом»?

Новое профессиональное объединение может стать неким буфером между театрами и властью.

27 марта, в Международный день театра, в Петербурге объявило о себе новое профессиональное сообщество — «Клуб директоров театров и концертных организаций». Несмотря на боевой дух всех присутствовавших, давление проблем, витающих над головами театралов, все же ощущалось. Так о чем же говорят те, кого не видит зритель, те, кто всегда за сценой, но при этом ежедневно решает тысячу и один вопрос, пытаясь найти баланс между творчеством и производством?

 

Сергей Кондрабинский, директор Театра «Зазеркалье», один из учредителей клуба

— Сергей Григорьевич, как родилась идея создания Клуба директоров театров?
— Директора театров всегда дружили и общались и в итоге решили «узаконить» свои взаимоотношения. На самом деле мы ничего не изобрели, создавая этот клуб. Подобное сообщество есть в Эстонии, но оно более официальное, так как у них нет совета директоров при комитете культуры. Ранее мы существовали как общественная организация, теперь же создано официальное юридическое лицо. На «открытие», то есть официальное оформление, ушел год — сейчас ведь существует множество фондов и организаций, так что пришлось пройти через множество проверок. И вот буквально на днях мы получили все документы и печать.

— Что дает статус юридического лица для клуба?
— При комитете по культуре существует совет директоров, но наше объединение — независимое, способное вырабатывать решения насущных проблем и, соответственно, вносить их туда уже в готовом виде. Также нами учреждена театральная премия «За сценой» — она для тех, кого не видит зритель: продюсеров, администраторов, директоров… Теперь, как юридическое лицо, мы на это тоже имеем право.

— Получается, у клуба имеется богатый потенциал независимого консультативного органа при структурах власти?
— Вы, конечно, знаете, что уже очень долго готовится театральная реформа и все никак не разрешится. Какие-то решения принимаются, затем «затираются», и все начинается сначала. Могу предположить, что хоть какая-то ясность в этом вопросе будет достигнута только после инаугурации нового президента, хотя, если честно, все это вызывает некоторые опасения, назовем это беспокойством, ведь практически все, что сейчас делается в сфере культуры, — не во благо. Взять хотя бы пресловутый закон о тендерных конкурсах — он очень утяжелил работу, прямо как палка в колесо. Директора пытаются приноровиться, жить с ним, но это очень сложно. Я очень надеюсь, что данное сообщество возымеет влияние на реформаторов и поможет прийти в результате к театральной жизни «с человеческим лицом». По идее мы можем выступить неким буфером между институтом театра и властью. Между прочим, в Америке, которую все так любят ругать, существование профессионального объединения, даже в самых малых отраслях, — норма, и самое интересное заключается в том, что к этим объединениям прислушиваются, с их мнением считаются. И я очень надеюсь, что прислушаются и к нам.

 

Сергей Шуб, директор Театра «Балтийский дом», один из учредителей клуба

— Сергей Григорьевич, какие плюсы вы видите в создании данного клуба, какие цели и задачи перед ним ставите?
— Он позволит директорам профессионально общаться, но при этом вне рамок служебных обязательств. Я бы сказал, что это некий зародыш профсоюза театральных менеджеров. Беда нашего комитета по культуре, и я говорю об этом уже много лет, в том, что там нет ни одного бывшего театрального директора, у них отсутствует понимание происходящего «на местах». Ведь существует множество проблем, в том числе и морально-этического характера. И самая «кровоточащая» из них — это сохранение репертуарного театра. Актеры существуют на сегодня под сенью «статуса неприкосновенности», ведь не важно, хороши они или плохи, но уволить их невозможно — и это как раз и есть вопрос театральной этики. Но есть и чисто производственные проблемы, такие, как наша деятельность в рамках Федерального закона №94, того самого, «тендерного», и как нам сохранить творческую составляющую театра, исполняя все эти жесткие требования, — еще тот вопрос!

Я скажу так: в отличие от завода, производящего авторучки, которые имеют единый критерий оценки качества, каждый театр требует абсолютно индивидуального подхода, это произведение искусства, и это необходимо учитывать.

 

Эмма Лавринович, директор БКЗ «Октябрьский»

— Эмма Васильевна, как вы относитесь к появлению клуба?
— Появление этого клуба — позитивная тенденция, ведь он станет гарантом общения, которого в нашей профессиональной среде категорически не хватает: некогда даже сходить на премьеру! Раньше в театрах существовали просмотры, и руководители всех театров и концертных залов в двенадцать часов дня спешили на просмотр нового спектакля. Всегда все были в курсе происходящего не только в своей вотчине, но и «у соседа». Надеюсь, клуб в какой-то степени поможет вернуть эти времена. Вы же понимаете, что все реформы проводятся исключительно сверху, и далеко не всегда те, кто их проводит, в курсе проблем реформируемых организаций.

— Какие же недуги скрываются под термином «проблема»?
— Для меня, как директора концертной организации, проблема номер один — это необходимость проведения конкурсов на все виды работ! Абсолютно понятно и логично проведение конкурса на строительные работы. Кстати, здесь тоже свои «неровности» — занижая цены, заказы перехватывают абсолютно непрофессиональные подрядчики. В «Октябрьском» уже возникали ситуации, когда из-за недобросовестности и непрофессионализма подрядчика могло запросто сорваться открытие сезона! Продолжая тему, скажу, что я не очень понимаю, как можно проводить конкурс на творческую программу. Как это может быть? Представьте, что Георгию Товстоногову навязали бы конкурс на художника-оформителя в его спектакле! У каждого же режиссера свой взгляд на оформление! Такой подход абсолютно неверен. Можно же на конкурсе на творческую работу понизить цену, и представьте, что из этого получится. Мы докатились до того, что нам говорят: проведите тендер на программу! Так не делается! Ведь всегда приглашался профессиональный режиссер, такая же постановочная группа, и начиналась работа. А понижать цену на продукт и ждать результата — это более чем странно.

Проблема номер два — резкое сокращение штата. Когда БКЗ начинал свою работу, у нас насчитывалось 360 сотрудников зала, сейчас — 232. Дошло до того, что вместо тридцати контролеров билетов у меня работают семнадцать человек. Контролер бежит с одного участка на другой, ничего не успевая. Но ведь законы принимаются наверху, есть установленная норма, и мы ничего не можем с этим поделать. А то, что нехватка сотрудников — это дискомфорт для наших зрителей, мало кого волнует.

 

Лидия Григорьева, исполнительный директор Театра «Санкт-Петербургъ опера»

— Лидия Ивановна, в каких, по-вашему, вопросах клуб поможет разобраться?
— Я знаю, в каких НЕ поможет! Это наш камень преткновения, «тендерный закон»! Мы не можем купить булавку без проведения конкурса! Правда, вот разрешили до четырехсот рублей «чувствовать себя свободно». А что делать, если у меня сломался компьютер? Вот жизненная ситуация: у нас в оркестровой яме стоят мониторы для тех музыкантов, которым не видно дирижера. Один из них сломался. А теперь представьте себе задачи: найти монитор; найти два магазина, где он имеется в наличии; обратиться в комитет по культуре; получить разрешение; поскольку в плане данной покупки не предусматривалось, нужно писать письмо о внесении изменений в производственный план в управление финансов. Так и хочется закричать: «Вы что, издеваетесь?!» Такой бюрократии даже при Советском Союзе не было! Существующий совет директоров при комитете по культуре регулярно формирует списки проблем, которые необходимо решать. Но все как об стенку горох. Мне искренне хочется верить, что клуб директоров сможет больше.

↑ Наверх