Газета выходит с октября 1917 года Sunday 24 ноября 2024

«Книжный клуб» (июнь 2015 года)

Презентация книги «Диалоги» и XII Международный литературный фестиваль «Петербургские мосты»

Новости от книгочеев

Презентация книги «Диалоги», сборника интервью с фотографом Анри Картье-Брессоном...

...пройдет 9 июля в 19.30 на Новой сцене Александрин­ского театра (наб. Фонтанки, 49 а).

Анри Картье-Брессон

«Без названия». 1952 год.

Издание включает двенадцать интервью и бесед с одним из величайших фотохудожников XX века, «отцом фоторепортажа и фотожурналистики», «родоначальником уличной фотографии», взятых и проведенных в разные годы его жизни, на протяжении почти полувека — с 1951-го по 1998-й. Формирование мировоззрения мастера, его системы взглядов на искусство и мир показано в развитии, в динамике. Он нередко возвращается к затронутым ранее темам, осмысляя их заново.

Также на вечере будет впервые в России продемонстрирован (на французском языке с русскими субтитрами) документальный фильм режиссера Рафаэля О’Бирна «Анри Картье-Брессон: Просто любовь» («Profils, Henri Cartier-Bresson: L’amour tout court»), снятый в 2001 году. Кинолента логически и эмоционально дополняет книгу: большую часть экранного времени занимают видеоинтервью с 92-летним Картье-Брессоном, живые моменты общения с автором термина «решающий момент». 

***

XII Международный литературный фестиваль «Петербургские мосты»...

...откроется 3 июля в 18.00 в магазине «Буквоед на Восстания» (Лиговский пр., 10).

Из фестивальных будней прошлых лет. Фото: Дмитрия ЛЕГЕЗЫ

К открытию организаторы приурочили торжественный финал традиционного поэтического конкурса имени Н. С. Гумилева «Заблудившийся трамвай».

Фестиваль предлагает участникам и гостям насыщенную программу не только для ума и души, но и для ног. Большая часть мероприятий «Петербургских мостов» пройдет в Доме творчества писателей в поселке Комарово (Кавалерийская ул., 4/4). Здесь 4 июля в 12.00 стартует посвященная 75-летию Дома фотовыставка «Комаровские автографы», где впервые будут выставлены раритетные архивные экспонаты.   

Также 4 — 6 июля ценители словесности побывают на открытой площадке у Центральной библиотеки города Сестрорецка (ул. Токарева, 7) и в ДК «Рекорд» в Петербурге (Садовая ул., 75).

Три летних дня и вечера вместят выступления поэтов из России, Финляндии, Бельгии, Украины, Эстонии, презентацию поэтической билингва-антологии «Мосты» (Польша / Россия), концерт композитора и певца Александра Джигита «Серебряный век», танцевально-поэтические перформансы от лаборатории [MOVING POETRY] и многое другое.

И это еще не все: как обычно, фестиваль поделен на две части, и продолжение «Петербургских мостов» последует в октябре.

Издано в Петербурге

Екатерина Коути, Елена Прокофьева

Джейн Остен и ее современницы

«БХВ-Петербург»

Едва ли меньше внимания, чем главной героине, классику британской литературы, уделено в этой книге женщинам, жившим с Остен в одной стране и в одно время: в Англии второй половины XVIII — начале XIX века. Аристократкам, актрисам и куртизанкам, благовоспитанным леди и не леди вовсе. Эмме Гамильтон, «жене сердца» адмирала Нельсона. Герцогине Джорджиане Девонширской, чья история была рассказана, мягко говоря, не совсем верно в нашумевшем фильме с Кирой Найтли, и ее племяннице Каролине Лэм, знаменитой возлюбленной Байрона. «Первой английской феминистке» Мэри Уолстонкрафт и ее дочери Мэри Шелли, авторе «Франкенштейна», первого романа ужасов. Писательнице Фанни Берни, чье творчество сильно повлияло на затмившую ее Остен, и авантюристке Харриэт Уилсон, опубликовавшей скандальные по меркам эпохи мемуары.

Судьбы современниц Джейн Остен рассматриваются в контексте сюжетных перипетий ее романов и ее собственной судьбы. Каждый биографический очерк снабжен эпиграфом из Остен — прием столь же остроумный, сколь и уместный. 

Лев Лурье, Леонид Маляров

Лаврентий Берия. Кровавый прагматик 

«БХВ-Петербург»

Историк, публицист, телеведущий Лев Лурье и журналист, режиссер, сценарист Леонид Маляров в 2008 году в составе съемочной группы Пятого канала объездили места, так или иначе связанные с жизнью всесильного сталинского подручного, — от Мерхеули, родного села Берии, до Нижней Саксонии, где после Второй мировой войны в шахтах добывали уран для советской ядерной программы, которую Берия курировал.

Итогом стал документальный фильм «Подсудимый Берия». Но в него не вошли и не могли войти все впечатления, весь огромный массив информации, полученной от встреч с людьми и изучения архивных документов. Осталась, по словам авторов, неразгаданной загадка личности Берии и его «великой страшной эпохи». В попытке разгадать эту загадку и появилась самая, вероятно, полная и беспристрастная биография Берии, которая есть у нас на данный момент, интересная и широкому кругу читателей, и специалистам. Что было бы с Берией, рассуждают авторы, если бы исторические обстоятельства сложились иначе, не позволив развиться темным сторонам его натуры? Возможно, он сделался бы мирным и добропорядочным гражданином, крепким хозяйственником, дельным инженером.   

Хотя история, как общеизвестно, и не терпит сослагательного наклонения. 

Иосиф Бродский

Дитя цивилизации

«Лениздат», «Команда А»

Сборник эссе, посвященных русской литературе и ее истории. «...Масштабы того, что произошло в России в XX веке, столь громадны, — писал Бродский в 1984 году, — что все имеющиеся в распоряжении у прозы жанры были и остаются так или иначе пронзены гипнотизирующим присутствием этой трагедии». Ощущением «беспрецедентной антропологической трагедии» проникнуты размышления Бродского о прозаиках и поэтах прошлого (теперь уже для нас) столетия — об Андрее Платонове, Осипе Мандельштаме и Надежде Яковлевне Мандельштам, оставившей необычайно ценные для потомков воспоминания; об Анне Ахматовой и Марине Цветаевой. Исследовательский интерес Бродского-эссеиста вызывают и литераторы XIX века — Достоевский, Константин Батюшков. Все вошедшие в книгу эссе, кроме «Поэта и прозы», были написаны по-английски; часть их была опубликована в авторизованных переводах на русский еще при жизни Бродского. Заглавное «Дитя цивилизации» публикуется в новом переводе, выполненном Максом Немцовым.   

Иосиф Бродский

Песнь маятника

«Лениздат», «Команда А»

В этой книге Иосиф Бродский снова предстает перед нами как эссеист. Точнее, книга составлена из эссе и лекций о европейских и американских поэтах, прочитанных российским поэтом-эмигрантом в европейских же и американских университетах в рамках специальных курсов литературы. Бродский пишет об общепризнанных во всем мире величинах. Например, о Роберте Фросте и Уистене Хью Одене, с поэзией которых у него сложились глубоко личные отношения и которые оказали на него мощное «этическое влияние». О Райнере Марии Рильке (эссе «Девяносто лет спустя» перекликается с включенным в сборник «Дитя цивилизации» эссе «Об одном стихотворении», где рассказывается об особого рода духовной дружбе, связывавшей Рильке и Цветаеву). Внимание Бродского привлекали и практически неизвест­ные или известные очень мало среднестатистическому русскоязычному читателю замечательный греческий поэт Константин Кавафис и нобелевский лауреат итальянский поэт Эудженио Монтале.   

↑ Наверх