Газета выходит с октября 1917 года Thursday 7 ноября 2024

«Книжный клуб» (март 2015 года)

Встреча с создателем «смешариков», презентация книги Льва Лурье «Без Москвы» и новинки на книжных прилавках Петербурга

Новости от книгочеев

Встреча с детским поэтом, сценаристом, создателем «смешариков» Игорем Шевчуком...

Игорь Шевчук. Фото: социальная сеть «Вконтакте»

...пройдет 28 марта в 14.00 в книжном магазине «Буквоед на Невском» (Невский пр., 46). 

Игорь Шевчук — автор множества веселых детских книг. Но это еще далеко не все. В 70 — 80-е годы прошлого века он вел литературную страницу в газете «Ленинские искры», сотрудничал с программой «Спокойной ночи, малыши!» и с Ленинградским телевидением, где создал около полусотни игровых передач и около десятка спектаклей; выступал как актер в Театре «Эксперимент».

Он был автором и членом редколлегии детских журналов «Хрюша и компания», «Искорка», «Пионер», «Мурзилка», «Трамвай», «Баламут», «Куча-мала», «Веселые картинки», «Костер», «Шаровая молния», «Кукумбер». Писал сценарии совсем не детских сериалов («Улицы разбитых фонарей», «Спецназ», «Спецназ по-русски-3», «Криминальная Россия», «Мангуст», «Лабиринты разума»).

Наконец, Игорь — один из авторов так любимых малышами мультсериалов «Смешарики» и «Фиксики».

В «Буквоеде» Игорь Шевчук представит новый сборник стихов «Закон среднего Умористического».

Книгу «Без Москвы» представит историк Лев Лурье...

Лев Лурье. Фото: «Википедия»

...31 марта в 19.00 в «Буквоеде на Владимирском» (Владимирский пр., 23, лит. А).

О соперничестве между старой и новой российскими столицами, Москвой и Санкт-Петербургом упоминал еще в XVIII веке авантюрист и ловелас Джакомо Казанова.

Это соперничество, эта труднообъяснимая любовь-вражда длится по сей день. 

Известный историк, краевед, писатель, теле- и радиоведущий, основатель «Дома культуры Льва Лурье» в своем исследовании охватывает столетие из летописи этого состязания: насыщенное событиями мирового и локального масштаба время с 1912 по 2012 год.

Лев Яковлевич — петербуржец. Поэтому, наверное, и концентрирует внимание в основном на Петербурге, на том, что делает наш город самим собой. А его жителей — от Александра Блока и Тамары Карсавиной до Бориса Гребенщикова и Сергея Шнурова, от наших пра­прабабушек и прапрадедушек до нас самих — не похожими и похожими на жителей других городов.

Издано в Петербурге

М. В. Нестеров

Давние дни

«Лениздат», «Команда А»

«Я избегал изображать так называемые сильные страсти, предпочитая им наш тихий пейзаж, человека, живущего внутренней жизнью. И в портретах моих, написанных в последние годы, влекли меня к себе те люди, путь которых был отражением мыслей, чувств, деяний их». Эти слова замечательного русского живописца Михаила Васильевича Нестерова можно в равной степени отнести и к его полотнам, и к его мемуарной прозе. Мягко, спокойно, с глубокой нежностью и сдержанным юмором он повествует о детстве, проведенном в Уфе, о тех, с кем учился, дружил, работал, случайно сталкивался, — братьях Коровиных, Левитане, Васнецове, Перове, Сурикове, Верещагине, Крамском, Ге, Шаляпине, Дягилеве, П. М. Третьякове, И. П. Павлове; о взаимоотношениях уже вошедшего в полную мощь ко времени молодости Нестерова движения передвижников и только набиравших тогда силу мирискусников.

И. И. Левитан

Письма. Документы. Воспоминания

«Лениздат», «Команда А»

В отличие от других художников — например, Нестерова, Константина Коровина, Петрова-Водкина, Аркадия Рылова — Исаак Левитан не писал мемуаров. Но в его переписке и в рассказах о нем, возможно, не хуже, чем могло быть в многостраничных томах, раскрывается характер этого чувствительного и чуткого, в приступах меланхолии доходившего до попыток самоубийства человека, непревзойденного пейзажиста, как никто другой понимавшего красоту русской природы, художника, рано проявившего свой талант и умершего в расцвете славы совсем еще молодым. 

О нем говорили разное: «...был одним из тех редких людей, которые не имеют врагов», «у него была изящная душа... столько было в нем благородной мягкости», «человек минуты, человек впечатления, нерва», «разочарованный человек, всегда грустный».

Эпизоды из биографии Левитана подсказали его близкому другу Чехову сюжет «Попрыгуньи» и отчасти «Чайки».

Даниил Гранин

Эта странная жизнь

«Лениздат», «Команда А»

Многократно переиздававшаяся документальная повесть классика совет­ской и русской литературы не утратила значимости и теперь. Причем значимость эта, можно сказать, в числе прочего и практического толка. Для нескольких поколений герой Гранина — философ и биолог Александр Александрович Любищев — служит примером того, как человек способен организовать свою жизнь. В буквальном смысле расписав и распланировав каждый год, каждый месяц, день и час. Подчинил ли Любищев себе самое ценное и неуловимое, что есть у нас, — время? Или сам подчинился придуманной им жесткой системе? Об этом и рассуждает автор.

Издатели собрали в один том произведения Гранина, посвященные ученым. Помимо заглавной повести в сборник вошли «Размышления перед портретом, которого нет» (об академике В. В. Петрове, открывшем электрическую дугу), «Повесть об одном ученом и одном императоре» (о французском физике и астрономе Д. Ф. Араго) и эссе «Как работать гением (перечитывая П. Л. Капицу)».

Ольга Лукас

Бульон терзаний

«Астрель-СПб» 

В новом романе Ольги Лукас — совершенно точно больше 50 оттенков смешного: от жесткого сарказма на злобу дня до доброй сочувственной иронии. 

Актер камерного театра Владимир Игоревич Виленин любит свое дело, у него есть поклонники, ведущие баталии в Интернете. Но жизнь катится по поднадоевшей уже колее, перспектив не видно, пьеса, которую уже давно урывками сочиняет Виленин, похоже, так никогда и не будет дописана...

А еще мучает хроническое безденежье. Поэтому герой соглашается, скрепя сердце, поставить корпоративный спектакль для компании «Мир Элитной Мебели» силами ее сотрудников. Заказчики просят классики, но «Ревизор» отвергается (пугает предпринимателей это слово), «Вишневый сад» — тоже (на рынок вот-вот запустят стулья из вишневого дерева). Не годится и горьковское «На дне»: «Мы должны показать клиентам, что мы на коне, а не на дне». Да и «горе» в названии комедии «Горе от ума» вызывает ненужные ассоциации: так считает будущий исполнитель роли Фамусова в спектакле «Возвращение Чацкого», он же босс «Мира Элитной Мебели». 

Кажущаяся гиблой затея приносит неожиданные плоды. Не только совместная работа, но и сами коллизии грибоедовской пьесы начинают исподволь влиять на судьбы персонажей. И невозможное, как иногда все-таки бывает, становится возможным.

↑ Наверх