Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 21 ноября 2018

Кобальтовая сеточка отметила 65 лет

Эта роспись на фарфоре — не только визитная карточка одного завода, но и бренд Петербурга

Массово выпускать сервизы с декором «кобальтовая сетка» на Ленинградском фарфоровом заводе им. Ломоносова начали в 1950 году  — потому в 2015-м и отмечают 65-летие этой особой росписи. Но на деле, как рассказывают на заводе, сеточка создавалась еще в военную пору. Ее автор — художница завода Анна Адамовна Яцкевич. Легенд о том, что стало для нее импульсом в создании этого узора, — не одна.

Легендарный ленинградский декор был создан по мотивам императорского фарфора XVIII века.

Есть версия, что узор был создан в память о за­клеенных крест-накрест окнах домов и перекрестном свете прожекторов, освещавших небо блокадного Ленинграда. Есть предание, будто мотив декора был навеян трещинами во льду на Неве и морозными узорами на окнах, регулярно возникавшими в скудно отапливаемых помещениях фарфорового завода.

Но, как говорят искусствоведы, на самом деле в военную пору идея кобальтовой сетки была навеяна Анне Яцкевич изящным и нарядным фарфором XVIII века  — елизаветинским Собственным сервизом. На новой Невской порцелиновой мануфактуре, как назывался при своем основании этот завод на берегу Невы, сервиз был создан Дмитрием Виноградовым в 1756 году для императрицы Елизаветы Петровны. Его декор  — золоченая сетка с пурпурными незабудками на пересечении линий. Кобальтовая сетка на своих пересечениях  — с золочеными пчелками, как называют на заводе эти завершающие штрихи узора. Сетку расписывают вручную, пчелок наносят штампиком.

В прошлом веке кобальтовую сеточку туристы и гости города непременно везли домой как главный сувенир из Ленинграда — попутно с конфетами «Мишка на Севере». В нашем веке был период подделок, но фальшивый кобальт легко отличить: он обычно на фаянсе, линии размыты, нет золоченых пчелок и фирменных клейм завода.

Журналисты Петербурга, посетившие завод в празд­нование 70-летия создания и 65-летия производства этого по сути городского бренда, смогли увидеть кобальтовую сетку в ее развитии. Теперь уже есть и пурпурная сетка (ее называют «блюз»), и кобальтовая клетка, и кобальтовые полоски — отсылка к тельняшке. Как рассказывают на заводе, в настоящее время несколько видоизмененный рисунок «кобальтовая сетка» выпускается более чем на 100 наименованиях изделий.

Роспись по-прежнему выполняют вручную.

Однако сегодня, когда цена чайной чашки с блюдцем в классической росписи «кобальтовая сетка» доходит почти до двух с половиной тысяч рублей, фарфор из Северной столицы перестал быть столь массовым и народным, как в прежние времена, когда он имелся практически в каждом ленинградском доме. В 2005-м из демократического ЛФЗ предприятие, нынче частное, переименовалось в ИФЗ — Императорский фарфоровый завод.

По словам Татьяны Тылевич, генерального директора ОАО «Императорский фарфоровый завод», «кризис не мог не коснуться системы сбыта, потому что покупательная способность населения падает существенно и, конечно, наш продукт не первой необходимости. Конечно, затраты на сырье, на материалы, которые у нас в евро и в долларах — все достаточно существенно возросли». Этим также объясняются не самые демократичные цены ИФЗ.

Цены на фарфор падать не намерены.

В фирменном магазине завода — свидетельства его желания соответствовать конъюнктуре времени: продаются даже тарелки с изображением Сталина.

↑ Наверх