Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 19 ноября 2024

«Когда Филиппов шел по улице, останавливались трамваи»

100 лет назад родился Сергей Филиппов

Есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе — это науке неизвестно!» — эта фраза и много других превратились в афоризмы благодаря мастерству легендарного советского актера Сергея Филиппова. Вчера исполнилось 100 лет со дня его рождения.

В юности он мечтал стать не актером, а танцором. Пытался поступить в хореографическое училище, но опоздал с документами и в итоге был зачислен в эстрадно-цирковой техникум. И в 27 лет стал актером Ленинградского театра комедии, где прослужил более 30 лет. 

Сниматься в кино он начал еще с конца 30-х годов. Каждый фильм с его участием — это шедевр: «Новые похождения Швейка», «Золушка», «Укротительница тигров», «Карнавальная ночь», «12 стульев» и, конечно же, «Иван Васильевич меняет профессию». Всего актер снялся в 101 фильме.

Вспоминает Елена Флоринская, заслуженный работник культуры России, хранитель музейных фондов Театра Комедии:

— Я очень хорошо помню Сергея Николаевича, знала его, будучи девочкой. Популярность Филиппова была поразительной. Как-то мои родители, возвращаясь в Ленинград с гастролей, проезжали Пермь и решили там задержаться. Пермь — родной город моего отца, актера театра Комедии Глеба Флоринского. Поскольку у папы болели ноги, Филиппов схватил его чемоданы и, никого не спрашивая, потащил их до остановки. И можно сказать, что в тот день отец стал самым знаменитым человеком в городе: ему сам Филиппов несет чемоданы! Известно, что когда Сергей Николаевич шел по улице, даже останавливались трамваи, пропуская его. Не знаю, с чем можно сравнить его известность.

Когда во время войны театр Комедии ехал в эвакуацию, по ночам кому-то из актеров приходилось дежурить, охранять вагоны: чтобы не было воровства. Филиппов, когда была его очередь, таскал ведра супа и каши, которые давали на два вагона. И я, ребенок, знала: когда дежурит Сергей Николаевич, можно быть спокойной. Все будет в порядке.

Мой папа считал, что внешность Филиппова и роли, которые ему даются, не соответствуют его внутренней сути. Ведь он играл преимущественно всяких жуликов, проходимцев, в общем, подозрительных личностей. Но это был глубокий, с тонкой душевной организацией человек. Сергей Николаевич был эрудирован, интересовался искусством, знал много стихов. У него была прекрасная библиотека. Но, как многие талантливые люди, он в определенный момент жизни страдал от страсти выпить. Рассказывали такую историю. Как-то Филиппов в нетрезвом виде стоял в метро и возмущался, почему его отказываются впустить внутрь (а в то время выпивших, действительно, не пускали в метро). Размахивая руками, кричал, что его обязаны пропустить. Вдруг перед ним возник маленького роста человек с большим портфелем. Взглянув на него, Филиппов отрезвел и отошел в сторону. Человеком этим был Николай Павлович Акимов.

Названная страсть сыграла плохую службу для Сергея Николаевича: Акимов уволил его из театра. Но при этом Николай Павлович всегда ценил Филиппова как актера. В палитре его труппы Филиппов был необходимой, очень яркой, краской. Сергей Николаевич переживал, что вынужден был покинуть театр Комедии, чувствовалось, что ему не хватает этого коллектива. Хотя при встрече он мог спросить: «Ну, как там этот паршивый театр?». Но я помню, что когда Акимов умер, Филиппов пришел на похороны, отстоял гражданскую панихиду. Выглядел очень опечаленным. Я уверена, что если бы Сергей Николаевич попросился к Акимову обратно, тот бы его с радостью принял. 

Юрий Филиппов, сын:
— Очень трудно обрисовать, каким был Сергей Николаевич. Это был человек больших противоречий и с очень сложной судьбой. В какой-то степени несчастный, но в целом проживший отведенный ему судьбой срок творчески, насыщенно. Добродушие и щедрость дополнялись желчью.

После того как моя мама, Алевтина Ивановна Горинович, уехала в 1970-х в Америку, мы с отцом перестали видеться. Но контакт держали, разговаривали по телефону. Уговорить папу выбраться куда-то за границу было невозможно: он страшно не любил выезжать за пределы страны и вообще не любил все иностранное. В этом был даже какой-то квасной патриотизм. Наверное, он и выехал за рубеж разве что когда снимался в Финляндии в картине «За спичками».

Мы с женой делаем все, что в наших силах, чтобы сохранить память о Сергее Николаевиче. Не так давно выпустили книгу о нем «Есть ли жизнь на Марсе». И для нас очень важно, что в преддверии его юбилея средства массовой информации проявили такой интерес к отцу. Первый канал показал документальный фильм (режиссер — Иван Цыбин), который, на мой взгляд, очень удачен.

Вера Карпова, народная артистка России, актриса Театра Комедии:
— Мое личное знакомство с Сергеем Николаевичем началось при комичных обстоятельствах. Помню, как только я устроилась в Театр Комедии, нашу труппу озаботили провести творческую встречу с работниками одного предприятия. Мы довольно долго готовились, разучивали песни. Нужно было приехать в ДК им. Ленина на проспекте Обуховской Обороны, а я, как всегда, все напутала и явилась в ДК им. Ильича на Московском проспекте. Мне говорят: «Нет здесь никакого Театра Комедии». Пришлось ехать чуть не на другой конец города. Наконец, я подхожу к ДК им. Ленина. Навстречу идет Филиппов. «Верочка, а что вы здесь делаете?» (он знал, что я новенькая актриса театра). — «Сергей Николаевич, так мы же опаздываем!» Держась за руки, мы вошли в темный зал. Концерт подходил к концу: наши коллеги уже пели финальную песню, которую я учила целую неделю… И когда я пришла в театр, то увидела стенгазету, где среди прочих надписей красовалась такая: «Молодой артистке Карповой и Филиппову — наше… ну, спасибо!»

Когда Акимов пригласил меня в Театр Комедии, мы с моим однокурсником, Сашей Ширвиндтом, пришли смотреть «Простую девушку» по пьесе Шкваркина. Выход Филиппова вместе с актрисой Ниной Барченко был незабываем. Среди довольно томительных эпизодов вдруг появлялась странная пара: как бы бочка в кружевах, а рядом — высоченный столб, уходящий куда-то в небо; на головах панамки. Такими мне запомнились их персонажи. Зал сначала замер. А потом раздался такой хохот, что был, наверное, слышен и в Александринском театре. До спектакля Ширвиндт пошутил: «Ну, это мы еще посмотрим, стоит ли тебе оставаться в этом театре». А после он сказал: «Верка, конечно, оставайся! Если здесь играют такие артисты, как Филиппов». А в акимовском спектакле «Ревизор» Сергей Николаевич играл Осипа. Лежа на кровати Хлестакова, Осип давил по стене клопов, и Филиппов делал это так убедительно, что, поверьте мне, казалось, клопами пахнет в зале. Ведь он был из балетных, начинал карьеру танцовщика, а значит, обладал особой пластической выразительностью.

Сергей Николаевич, кстати, стал моим первым учителем в кино: когда мы снимались в фильме «Улица полна неожиданностей», он дал мне много советов, смысл которых доходил до меня с годами.

И еще — о розыгрышах Филиппова. Как-то мы летим с гастролей. Сидим я, Сергей Николаевич и его «барабулька»: так он звал свою жену Антонину Голубеву, советскую писательницу, автора известной книги «Мальчик из Уржума». Вдруг Филиппов спрашивает: «Вера, у тебя есть права?» — «Какие?» — «Водительские. Пойдем». И он повел меня в кабину пилота и, посадив за руль, стал управлять моими руками. И я, молодая дурища, поверила, что и в самом деле вношу какой-то вклад в движение самолета.

Подготовил Евгений Авраменко
↑ Наверх