Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 22 января 2025

Когда «Штандарт» вернется домой?

или Почему шведы на «Алых парусах» побеждают

Пришел июнь, а значит, скоро «Алые паруса». В преддверии праздника корреспонденту «ВП» удалось встретиться с Владимиром Мартусем — капитаном знаменитого фрегата «Штандарт», который несколько лет была символом праздника. Увы, ситуация не изменилась: «Штандарт» не может вернуться в Россию.

Вкратце предыстория такова. В 1994 году команда энтузиастов во главе с Владимиром Мартусем по музейным чертежам заложила копию фрегата «Штандарт» — первого флагманского корабля российского флота, построенного по приказу Петра I и со временем утраченного. В 1999 году корабль сошел со стапелей, в 2004 стал визитной карточкой «Алых парусов», в 2009 изгнан из российских вод как судно, не соответствующее современным нормам мореплавания. Куда ни кинь, по любому у «Штандарта» в этом году юбилей. Вот только непонятно, радоваться или горевать: на родину судно — прообраз гордости Петра I — вернуться не может.

Каждый конец навигации — минуты расставания сдружившегося экипажа и начало ремонтных работ.

А судьи кто?

Проблемы начались в 2007 году. Сначала «Штандарту» отказала в регистрации ГИМС (Государственная инспекция маломерных судов), затем морской и речной регистры. У каждой организации нашлась своя, весомая причина. Оно и понятно: ну не строили в XVIII веке судов по нынешним меркам! Однако как город ни вступался за парусник, Министерство транспорта не захотело рассмотреть случай как уникальный. Между тем, такая практика в Европе существует. Исторические суда оценивают специальные комиссии, принимая в расчет их особенности. Вместо этого в адрес «Штандарта» и его создателей прозвучало немало нелестных выпадов. Из песни слова не выкинешь: один заговорившийся чиновник назвал петровскую фрегат «грудой гнилых дров», за что ему пришлось ответить в суде.

Пять лет «Штандарт» под российским флагом в изгнании. Но плачевной судьбу учебного парусника не назовешь. Походы, регаты, фестивали, съемки, за спиной — 80 тысяч миль, и никому не приходит в голову усомниться в надежности «Штандарта». Судно проходит регистр вовремя, к тому же самый строгий, голландский. Но главный показатель жизнеспособности — походы. Последнюю зиму «Штандарт» провел на Канарских островах и вернулся обратно в Европу. Безостановочный переход составил 1300 миль, волна доходила до 8 метров. А на переходе из Марокко на остров Ланзаротте судно попало в 9-балльный шторм. Какие доказательства нужны еще чиновникам?

Владимир Мартусь устал доказывать статус «Штандарта».

— Я больше доказывать никому ничего не буду, слишком много сил ушло на походы по высшим инстанциям и суды, — говорит Мартусь, — у нас есть дело, им и надо заниматься.

Хотя решение вопроса есть. «Штандарт» может пройти регистр в России как спортивная яхта, никаких противопоказаний формально к этому нет. Именно в таком качестве «Штандарт» сегодня существует в Европе. Но после грандиозного скандала пятилетней давности и выдворения действующего корабля на буксире из Питера Владимир Мартусь надеется, что город, как минимум, проявит заинтересованность в том, чтобы уникальный корабль вернулся в город. Кстати, «Штандарт» — единственный построенный в России исторический парусник. «Мир» сошел со стапелей в Польше, «Седов» и «Крузенштерн» построены в Германии.

Профориентация на борту

Но «Штандарт» — не только украшение города. Проект задумывался для привлечения молодежи к парусному спорту и прекрасно выполнял эту роль, привлекая к походам так называемых сложных подростков — до тех пор, пока фрегат не выгнали из Петербурга. Многие из «штандартовцев» тех лет и сегодня поддерживают связь с родным кораблем. Для молодежи в Питере существует еще один «штандартовский» проект — «Капитанские гички», который несколько лет успешно развивается в Центральном яхт-клубе на Петровском острове.

Если точнее, «Капитанские гички» — часть международного проекта «Atlantic Challenge», запущенного в 1992 году. Идея заключается в том, чтобы по одному проекту строить лодки в разных странах мира, а затем устраивать на них соревнования. Оригиналом послужила капитанская гичка — легкая быстроходная парусно-гребная лодка, которая до начала XX века использовалась в военных флотах Франции, Швеции, Испании, России, Америки для разъездов высшего морского руководства. Чудом сохранившийся образец с французского фрегата был найден у частного хозяина в Ирландии и выставлен в музее. Сегодня в проекте участвуют 14 стран, раз в два года проводят соревнования. «Штандартовцы» построили три гички, буквально на днях готовится к спуску четвертая.

Штандартовцы уже построили четыре капитанские гички.

Не стоит даже говорить, насколько важны такие проекты в эпоху всеобщей, зачастую бездумной интернетизации. Молодые люди учатся работать руками, работать с деревом, отвечать за свою работу: ведь на этих судах они сами выходят в море. И еще есть особенность: гички требуют слаженного управления парусами, а, значит, работа с ними воспитывает командный дух. Несколько лет «штандартовцы» ходят в походы по Неве, Ладоге, Балтийскому морю. Нынешним летом собираются принять участие в регате, посвященной 300-летию Гангутской битвы, которая пройдет у берегов Финляндии — в Котке, Ханко и Турку (об энтузиастах проекта мы рассказывали в номере за 29 мая). Кстати, путь в молодежный проект никому не заказан, каждый может записаться в команду, группу «Вконтакте» и сайт проекта найти легко.

2006 год. Фрегат «Штандарт» на празднике выпускников

В Котку за «Штандартом»

А вот попасть в путешествие на «Штандарт» теперь не так просто. Изгнанный из-под опеки комитета по молодежной политике, корабль вынужден существовать на волонтерские средства. Нужны новые паруса — объявили клич, собрали всем миром необходимые средства, сшили паруса. А еще нужно платить за новое оборудование, горючее для экстренных ситуаций, аренду причала, электричество. Кроме того, есть постоянные члены экипажа. Без них на яхте невозможно обеспечить безопасность, и им нужно платить зарплату. И хотя парусник «зарабатывает» на жизнь, участвуя в фестивалях и съемках, все же некоторым участникам походов, новичкам-практикантам, приходится вносить волонтерские взносы. Остальные вносят лепту, работая на судне матросами. Среди практикантов сегодня много иностранцев и, что интересно, много девушек.

— Интернациональные команды — тоже неплохо, — говорит Владимир Мартусь, — здесь и отличная языковая практика, и дружба, которая завязывается на годы. Но все же жаль, что проект в некоторой степени утратил социальную роль. Нынешних юнг не нужно воспитывать, это состоявшиеся люди. А вот ребята с улицы, которым некуда себя приложить, остались за бортом.

За 15 лет школу «Штандарта» прошли около 10 тысяч человек. Не сомневаюсь, что эти счастливчики влюбились в море, и им стала небезразлична военно-морская история России. «Штандарт», как посланца России, каковым он является и сегодня, с радостью принимают в портах Европы и Америки. Нынешним летом его увидят на морских фестивалях в Германии, Голландии, в Финляндии. Кстати, отличный шанс для петербуржцев посетить корабль — приехать 23-24 июля в Котку. Здесь «Штандарт» проводит день открытых дверей, и отсюда начинается регата в честь 300-летия Гангутского сражения. В Ханко петровский фрегат будет участвовать в реконструкции битвы.

Так почему же вход в российские воды «Штандарту» до сих пор закрыт, а символом гриновских «Алых парусов» для питерских выпускников по иронии судьбы вновь станет парусник «Тре крунур» из Швеции? Той самой Швеции, которую Петр I неоднократно побеждал на суше и на море. Не пришло ли время восстановить историческую справедливость и вернуть петровский фрегат в Петербург? Все, что для этого нужно, — добрая воля и уважение к историческим традициям.

Фото из архива Владимира Мартуся
↑ Наверх