Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 19 ноября 2024

Когда пойдем на прививку от СПИДа?

Двадцать одного петербуржца уже привили от ВИЧ-инфекции. Результаты обнадеживающие

В ноябре 2010 года в Петербурге прошли клинические испытания на людях вакцины от ВИЧ-инфекции, о чем  рассказывала наша газета. Сейчас уже можно говорить о результатах этих испытаний (итоги исследования недавно обсуждались на заседании межведомственной комиссии в Москве).
Напомним, речь идет о так называемой ДНК-вакцине (официальное ее название ДНК-4), которая была разработана петербургскими учеными  из ГосНИИ особо чистых препаратов и Санкт-Петербургского биомедицинского центра. Апробация вакцины — результат совместной работы со специалистами Санкт-Петербургского государственного медицинского университета имени Павлова. Именно на базе университета и проходили клинические испытания.
Об итогах апробации «ВП» рассказывает Андрей КОЗЛОВ (на фото), директор Биомедицинского центра, профессор СПбГУ, руководитель лаборатории молекулярной вирусологии ГосНИИ особо чистых препаратов, доктор биологических наук.

— В средствах массовой информации периодически появляются сообщения, что где-то вакцина от СПИДа уже создана и можно привиться. Это так?
— Нет. До третьей фазы клинических испытаний на людях (фазы, в которой принимают участие тысячи человек) в мире дошли всего три вакцины. И все они, к сожалению, оказались неэффективными. Ни одна из них не смогла снизить вероятность заражения ВИЧ-инфекцией больше чем на 30 процентов. Для того чтобы вакцину рекомендовать к массовому применению, ее эффективность должна быть хотя бы 90 процентов. Так что любая информация о том, что где-то уже прививают от ВИЧ-инфекции, неэтична. 

Наша вакцина успешно прошла первую фазу клинических испытаний на людях (в эксперименте участвовал 21 доброволец из числа молодых, здоровых, не ВИЧ-инфицированных петербуржцев). За первой фазой должна последовать вторая (когда в испытании примут участие уже 50 — 100 человек), и только затем третья, на которой мы сможем доказать, что вакцина работает — и работает эффективно, на тысячах человек.
Сейчас сказать, что именно наша вакцина станет «вакциной номер один» в мире, разумеется, нельзя. Датой создания вакцины будет считаться не начало клинических испытаний на людях, а успех завершающей, третьей фазы. А этого, как мы видим, еще нигде в мире не достигли.

— Приступая к испытаниям на людях, вы были уверены в безопасности вакцины?
— Конечно. Доклинические испытания на лабораторных животных (брали мышей, крыс, собак) доказали: вакцина нетоксична, не вызывает аллергической реакции и обладает специфической активностью против субтипа вируса А.

К сожалению, нас, разработчиков вакцины, к участию в испытаниях на людях в качестве добровольцев не допустили. Хотя мы, и я в частности, хотели участвовать. Но это категорически запрещено международными протоколами.  Между тем в XVIII, XIX, да и в первой половине XX века ученые сначала прививали вакцину себе и своим близким, наглядно показывая: новый препарат безопасен.

— Как проходили испытания на людях?
— В группе добровольцев были и мужчины, и женщины. Группу разделили на подгруппы (по семь человек), в каждой из которых прививалась своя, отличная от других доза вакцины. В одной группе — 0,25 мл вакцины, в другой — уже 0,5 мл, в третьей — 1 мл. Вакцина вводилась внутримышечно, четырехкратно. Одного из добровольцев мы вынуждены были вывести из эксперимента, поскольку человек заболел банальным ОРВИ. На фоне простуды введение вакцины было признано нецелесообразным.

Постоянно в стенах стационара добровольцы не находились: только в течение суток во время проведения непосредственно иммунизации. Затем мы отпускали людей домой, и они могли вести совершенно обычную жизнь. Никаких особых условий не требовалось.

Сразу отмечу: добровольцы получили денежное вознаграждение, но оно не было значительным. Можно сказать, что людьми в гораздо большей степени руководил интерес к научным исследованиям.

— Вы довольны полученными результатами?
— Да. Испытания полностью подтвердили наши предположения. Во-первых, была доказана безопасность вакцины при внутримышечном введении в дозах 0,25, 0,5 и 1 мл. Во-вторых, ни у одного из добровольцев не было выявлено серьезных осложнений либо побочных эффектов, которые потребовали бы прекращения вакцинации вследствие индивидуальной непереносимости препарата. В-третьих, что также важно, ни у одного из участников на момент окончания исследования не были обнаружены антитела к ВИЧ. То есть не было ложноположительных тестов на ВИЧ. В-четвертых, испытания показали: есть иммунный ответ организма на компоненты вируса! То есть иммунитет к вирусу повысился! Причем для этого хватило минимальной из использованных доз.

— Вы проводили испытания этой вакцины как профилактической, то есть для предупреждения заражения. Возможно ли ее использование в дальнейшем и для тех, кто уже ВИЧ-инфицирован?
— В принципе да. Можно провести аналогию с одним из методов лечения рака, когда у больного берут его же раковые клетки и определенным образом прививают «обратно». Такая «прививка» затормаживает развитие онкологического недуга. Но для того чтобы прививать вакцину ВИЧ-инфицированным, нужны соответствующие клинические испытания. В наш эксперимент такая задача и не входила. Это дело будущего.

А на данный момент мы даже не можем назвать срок, когда приступим ко второй фазе клинических испытаний. Мы к ним готовы, но пока что не имеем денежных средств. Подобные испытания — дорогостоящие. Первая фаза обошлась в несколько миллионов рублей (не считая затрат на разработку и производство самой вакцины). Но, безусловно, вторая фаза будет проведена, отступать нам уже некуда.

Кстати, в процессе создания вакцины мы смогли доказать: вирус в крови можно поймать уже в самые первые дни заражения. А значит, вовремя провести экстренную профилактику с помощью специальных препаратов, сдерживающих развитие вируса. И тогда человек уже не заболеет.

 

Кстати
Большинство специалистов склоняется к версии о естественном происхождении ВИЧ-инфекции, о том, что вирус в один трагический момент стал передаваться от шимпанзе к человеку в районах Центральной Африки, откуда и пошел «гулять» по странам и континентам.
Однако ряд ученых настаивают на том, что в эпидемии СПИДа виновна медицинская наука, а конкретно — врачи из США и Бельгии, работавшие в начале 50-х годов минувшего века над созданием живой вакцины от полиомиелита. При изготовлении вакцины они использовали клетки печени шимпанзе, именно этой вакциной были привиты десятки тысяч человек, проживающих в злополучных районах Центральной Африки.

Беседовала Татьяна ТЮМЕНЕВА
↑ Наверх