Газета выходит с октября 1917 года Monday 25 ноября 2024

Когда я стану великаном

Выставка «Terracotta worriers» до 19 февраля

Галерея Марины Гисич до 19 февраля представляет выставку «Terracotta worriers» — новый проект петербуржцев Дмитрия Грецкого и Евгении Кац, живущих в Торонто.


Точнее, это вторая часть проекта, ранее нигде не экспонировавшаяся, а первая часть серии достаточно известна и даже вошла в 2010 году в лонг-лист престижной премии Кандинского; часть работ из серии находится в коллекции Русского музея. 

На выставке в Галерее Марины Гисич — пять масштабных холстов, на которых изображены подростки, ученики художника. Портреты вертикальные, в полный рост, высотой 4,8 метра. Впрочем, высота превратилась… в ширину: портреты повешены горизонтально. У кого-то из зрителей от этого выворачивается шея, у кого-то — просто едет крыша (шутка). На вопрос корреспондента «ВП», можно ли считать концепцию вынужденной (высота потолков в помещении не позволяет развесить картины по-другому), Дмитрий Грецкий ответил: «Концепция всегда вынужденная. Мне нравится этот эксперимент. Я уверен, что, когда мы какой-нибудь объект увеличиваем, уменьшаем, поворачиваем, сам объект меняется. Думаю, в будущем поэкспериментирую еще. Вопрос контекста открыт всегда, он меняется от выставки к выставке. Сейчас, мне кажется, такая развеска заставляет зрителей относиться к этим работам как к произведениям живописи, а вертикально они больше «тянули» на объекты». 

Название можно перевести как «беспокойные глиняные люди». Слово worrier — беспокойный человек созвучно warrior — воин, и тут прямая ассоциация с глиняной армией китайского императора Цинь Ши-хуанди. Короче, дети — это и воины, и глина, потому что еще не сформировались…

«Для самих детей было очень необычно увидеть себя такими большими, — вспоминает Дмитрий. — В этом и состоит смысл, потому что весь проект — про масштаб». При взгляде на картины вспоминаются путешествия свифтовского Гулливера то к лилипутам, то к великанам, а также рассказ летчика Бертона в фильме «Солярис»  про огромного ребенка, созданного мыслящим океаном. Представление о том, что в другом мире всё другого размера, раздумья о соотношении человека и мира присущи людям изначально, так что выставка обращается к глубинным пластам нашего сознания.

Экспозицию дополняет видео из двух эпизодов: первый — статичный кадр заснеженной площадки над Ниагарским водопадом с маленькой черной запятой — человеческой фигуркой на белом снегу, второй — частично замерзшие, но грозно рокочущие струи Ниагарского водопада. Тут то же сравнение далекого и близкого, маленького и большого (да еще и беззвучного и шумного). 

↑ Наверх