Газета выходит с октября 1917 года Thursday 25 апреля 2024

Кого называла дураком ваша бабушка?

В Петербурге открылась бесплатная выставка советских карикатур

На разноцветных кубах с потолка свисают советские олухи и наивцы во всех своих ипостасях начиная с 20-х годов и заканчивая 70-ми. Представлены они на карикатурах из журналов «Смехач», «Бегемот» и «Крокодил». Выставку «Дурак СССР» приурочили, конечно, к 1 апреля. Впрочем, не такая уж она и шуточная. Кстати, у названия выставки есть и вторая часть: «Карикатурный хеппенинг с еврейским уклоном».

Посетить выставку и рассмотреть всех до единого дураков вы можете на этой неделе до 7 апреля включительно совершенно бесплатно. Экспозиция открыта в Библиотеке книжной графики, что на 7-й Красноармейской, 30. Выставка «Дурак СССР» работает с 9.00 до 20.00, а в субботу с 9.00 до 18.00.

— Мы попытались понять, как представляли дурака в СССР, повлияла ли идеология на родовые, семейные понятия данного явления, — объясняет директор музея смеха «Трикстер» Станислава Смагина.

За ее спиной — доска почета с портретами дураков, сделанных художницей Еленой Мининой. Вот вам и ликбез по дуракам. Классические русские — Иван-дурак, олух царя небесного и Петрушка и еврейские — шлимазл, Шлемиль и Гершеле Острополер. Если с нашими, родимыми, все ясно, то суть еврейских легко объяснить короткой притчей. Если гости пришли и на стол нужно поставить миску с супом, то Шлимазал пойдет за ней, Гершеле поставит ему подножку, и суп непременно выльется на Шлемиля.

Но основная часть выставки — карикатуры, разделенные по десятилетиям. Двадцатые годы — красного цвета, тридцатые — черного, пятидесятые — зеленого, шестидесятые — желтого и семидесятые — синего. Причем черный куб один-одинешенек.

— Дураков в стране становится меньше, когда в ней нарастает образ врага, — объясняет этот факт Станислава Смагина. — Ведь дурака можно высмеять, можно перевоспитать, а врага уничтожают…

Тогда над формой одежды еще смеялись....

Всем, кто приходит в библиотеку на выставку, предлагают задуматься над своими представлениями о дурацком. Желающие могут заполнить специальную анкету о том, как в их семьях представляли дурака.

— Важно знать, что о дураках говорили ваши бабушка и дедушка, — отмечает Станислава Смагина. — Из этого можно сделать вывод о том, кого считали у вас умным, а кого — глупым, и о многом другом…

Для примера Станислава приводит фразу, принятую в ее семье (ее род из кубан­ских казаков): заставь дурака богу молиться, он и лоб расшибет.

— То есть ты должен быть успешным, но если станешь фанатиком — будешь идиотом, — расшифровывает она. — В семье моей знакомой с еврейскими корнями говорили: «С нами умрут последние дураки», и так подчеркивалось, что деньги для них — не главное, а главное — образование, учение. Фразы с похожим смыслом были приняты в семьях с дворянскими корнями.

А в одной украинской семье бабушка говорила: «Дурака учить — только портить». Адресовала она это дедушке, то есть своему супругу, с которым в 1936 году произошла очень показательная история. Тогда в Сталинграде он работал машинистом поезда и однажды поздно ночью возвращался домой. У бедняги разболелся живот, а справить нужду было абсолютно негде. И вот на главной площади города он присел за небольшой новенький памятник Сталину, будущему великому генералиссимусу, и сходил в туалет там. Донес на него коллега-кочегар из команды. Мужчину посадили. Он чудом спасся, отсидев шесть месяцев. Супруга могла лишь развести руками: «Дурака учить — только портить».

— Это очень советская и русская история в стиле Петрушки, — рассуждает Станислава. — Только в 30-е «петрушки» выживали с трудом.

Ю. Северин и В. Черных. Портрет алкоголика. Журнал «Крокодил», 1956 год.

В 20-е в карикатуре изображали олухов, не понимающих новых веяний и современного языка. Например, на одном из рисунков старушка приходит в банк и подходит к кассе с надписью «Здесь производят всякие операции», задавая вопрос: «А нельзя ли грыжу мне вырезать?»

Еще один дурак — бескультурный хам на улице. Таким посвящена карикатура, где под памятником Гоголю лузгают семечки и мусорят, а в качестве подписи использована цитата из «Ревизора»: «Что за скверный город…»

Также дурак — это инаковый человек, то есть тот, кто не ведет себя как должно. Это изображено на карикатуре «Трудный шаг». Радостные женщины в штанишках и с красными знаменами шагают на ней строем, а рядом дама в короткой обтягивающей мини-юбке прогуливается с собачкой. «Один только шаг разделяет этих женщин, но сделать этот шаг она не может, потому что у нее слишком узкая юбка», — констатирует карикатурист. А спустя какое-то десятилетие над таким нарядом уже не пошутят. Женщина не позволила бы себе так явно выделяться из общего строя. Это было опасно для жизни.

— Вот моя любимая карикатура 20-х годов из «Бегемота», — показывает Стани­слава Смагина. — Великая карикатура на тему мещанства!

Б. Ефимов. «Крокодил», 1938 год.
Знаток своего дела.
— Я на 52-м году жизни впервые читаю Маркса.
— А раньше Марксом не интересовались?
— Как не интересовался! Я все время писал о марксизме..

Мы видим на одной картинке комнату: на обоях цветочки и картинки, чижик в клетке. На второй картинке та же комната, но вместо картин с лицами родственников висят портреты Маркса и Энгельса, а также прочих борцов революции. Вместо горшка с цветами — бюст все того же Маркса. Вместо клетки с чижиком — граммофон, а вместо веера — два красных флага. Вместо цветочков — серп и молот. «Мещанство быстро приспосабливается, но остается мещанством» — такова идея карикатуриста.

Карикатуры 30-х не столь смешны, сколь грустны. Например, карикатура Бронислава Малаховского. Два олуха в зале суда смотрят на огромную толпу и говорят: «Надо же, как поднялся интерес к показательным процессам, сколько публики!» Другой человек отвечает им: «Простите, это не публика, а подсудимые».

Фото Натальи ЧАЙКИ
↑ Наверх