Коко Шанель: божественная азбука моды
19 августа исполняется 130 лет со дня рождения Габриэль Шанель, признанной самым знаменитым модельером минувшего столетия
Мир по-прежнему зачарован магическим узором, возникающим из двух переплетенных «C» (аббревиатура, расшифровывающаяся из первых букв имени и фамилии — Coco Chanel, ставшая волшебным кодом, допускающим к тайнам элегантности и шика). Но ее знают даже те, кто совсем не интересуется модой, предпочитая этой «ярмарке тщеславия» практичный мир секонд-хэндов. Потому что она была яркой и сильной личностью, принадлежавшей к людям, выбившимся из низов в знаменитости только благодаря своему уму, таланту и работоспособности.
Коко Шанель сделала для эмансипации женщин больше, чем все феминистки, вместе взятые, доказав, что женщина тоже может творить историю наравне с мужчинами. Что она может быть свободной и независимой, оставаясь при этом женственной.
Сегодня мы предлагаем вспомнить ее главные достижения в мире моды, которые теперь доступны всем. Ведь даже миллионы женщин, которым никогда не удастся накопить на настоящий костюм «Шанель», могут пользоваться ее изобретениями, исповедуя созданную ею «философию доступной роскоши». Ведь именно с легкой руки «великой мадемуазель» бедные девушки получили возможность выглядеть, как миллионерши.
Бижутерия
Именно Шанель реабилитировала бижутерию, сделав ее такой изысканной, что та затмила подлинные драгоценности с их вульгарным блеском.
«Я не люблю драгоценностей ради драгоценностей, бриллиантовые серьги или нити жемчуга, которые вынимают из сейфа, чтобы показаться в них вечером, а потом кладут обратно в сейф, и которые чаще всего принадлежат какому-нибудь акционерному обществу… Я думаю о тех женщинах, которые носят на себе ничего не стоящие состояния... Украшений должно быть много. Если они настоящие, это отдает хвастовством и дурным вкусом».
Самые знаменитые произведения Шанель в сфере бижутерии — византийские кресты, инкрустированные массивными цветными камнями, и ожерелье из искусственного жемчуга — не выходят из моды. Может быть, потому что без них хваленая элегантность маленького черного платья обернулась бы жутким занудством и скукой?
Брюки
В это трудно поверить, но всего сто лет назад брюки носили только мужчины. На женщину в брюках смотрели как на сумасшедшую. Вслед ей улюлюкали, а полицейские могли арестовать за оскорбление общественной нравственности. Носить брюки осмеливались немногие. Это были, как правило, особы неординарные, талантливые, отважные, стремившиеся к самоутверждению в мужском мире.
Но даже много позже, в начале XX века, немыслимо было показаться на публике в велосипедных штанах, которые были запрещены полицией. Любимейшим видом спорта светских дам была езда верхом. Всадницы ездили в амазонках. Коко Шанель была первой, кто посмел нарушить традиции. В 1907 году она заказала портному сшить ей по мерке брюки, скопированные с галифе, которые ей одолжил конюх. Шанель стала отличной наездницей. Много лет спустя она поделилась секретом успеха: «Чтобы хорошо ездить верхом, нужно представить, что у тебя между ног — пара драгоценных яиц и не может быть и речи о том, чтобы на них присесть».
Признание брюк связано с победой эмансипации. Наступили времена, когда женщины в своем большинстве не могут позволить себе семенить по жизни мелкими скованными шажками. Чтобы попасть в ритм времени, они должны идти вперед, шагая широко и свободно. Брюки для этого подходят куда лучше, чем узкая юбка.
Духи
«Девица хоть и с хрипотцой, но сладко запела, картавя, что-то малопонятное, но, судя по женским лицам в партере, очень соблазнительное:
— Герлэн, шанель номер пять, мицуко, нарсис нуар, вечерние платья, платья коктейль…»
Это цитата из романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»: знаменитая сцена «сеанса черной магии и ее разоблачения» в театре варьете.
Действие романа происходит в начале тридцатых годов. Духи «Chanel №5», 80-летие со дня создания которых отметили два года назад, были тогда модной новинкой. Сегодня они принадлежат к классике моды, аромату, популярность которого не зависит от быстротекущего времени.
Все началось с того момента, когда великий князь Дмитрий Павлович, вошедший в историю как один из убийц Распутина, познакомил Шанель с парфюмером Эрнестом Бо, отец которого когда-то работал в петербургской парфюмерной фирме «Ралле», бывшей поставщиком императорского двора России.
Коко заказала ему духи с «ароматом женщины». Парфюмер разработал десять версий аромата, синтезированного из 80 компонентов, в том числе искусственных. Показывая свою работу Шанель, он разделил пузырьки на две группы, пронумеровав их. Коко Шанель выбрала версию №5. Дизайн флакона был геометрическим, без всяких финтифлюшек, и это тоже было революционно. Эти духи принесли Шанель миллионы. По сей день «Chanel №5» остается самым продаваемым парфюмом в мире.
Изначально «Chanel №5» представляла сама Коко Шанель, затем ее место занимали самые красивые актрисы: Катрин Денев, Кароль Буке, Николь Кидман, Одри Тоту (сыгравшая саму Шанель в не так давно вышедшем фильме). А с 2012 года парфюм имеет мужское лицо: впервые в истории аромата легендарные духи рекламирует мужчина — Брэд Питт.
Загар
Перед Первой мировой войной Шанель пребывала на нормандском курорте Довиль, где представители высшего общества пытались забыть о надвигающейся катастрофе. Купание еще не вошло в моду. Хорошим тоном считалось не плескаться в море, а смотреть на него. О загаре не было и речи. Обветренная коричневая кожа была уделом простонародья, а не утонченных дам-аристократок. Непременной принадлежностью их летних туалетов были большие шляпы из английского кружева и солнечные зонтики.
Когда Коко Шанель ввела в моду солнечный загар, она очень быстро нашла последователей. Это была своего рода революция. Шанель перевернула все стереотипы. Она утверждала, что только бедные люди, вынужденные проводить день и ночь за работой, в закрытых душных каморках, выглядят бледными, ведь они не могут позволить себе морские купания, откуда возвращаешься с кожей, покрытой золотистым загаром.
Маленькое черное платье
В XX столетии практичность вторглась даже в вечернюю одежду. Это произошло в 1929 году, когда Габриэль Шанель явила миру маленькое черное платье, которое уничтожило пропасть между роскошью и скромностью, богатством и бедностью. Первое «маленькое черное» было сшито из крепдешина: прямое, узкое, с напуском на бедрах, длинными облегающими рукавами, без воротника и без манжет. Модель была так проста и так совершенна, что американский журнал «Vogue» изрек: «Это «Форд» среди одежды!»
Маленькое черное платье — это беспроигрышный вариант в любой ситуации. Оно элегантно, но не бросается в глаза. Благодаря Шанель изменилось отношение к черному цвету. Сегодня он стал прямо-таки предметом культа.
Твидовый костюм
Шанель придумала свой знаменитый костюм из твида еще в 20-е годы, когда в разгаре был ее роман с герцогом Вестминстерским. Тогда твид был совсем недорогой тканью, к тому же из него шили только мужские костюмы, которые английские аристократы предпочитали носить за городом.
В моду он вошел гораздо позже, в 1954 году, когда Коко Шанель, вернувшаяся из Швейцарии, где жила после Второй мировой войны (во Франции ее обвиняли в коллаборационизме, связях с немецкими офицерами), устроила показ в своем Доме моды на улице Камбон, 21.
Костюм был прост до аскетизма: короткий, до бедер, прямой жакет без воротника, отделанный кантом или тесьмой, и прямая юбка до колена. Принятый модными критиками поначалу холодно, костюм стиля «шанель» вскоре стал классикой моды. И даже вошел в историю: Жаклин Кеннеди в тот день, когда в Далласе, на глазах у толпы, был застрелен президент США, была одета в розовый костюм от Шанель.
Хотя этот костюм носят и молодые, все же Коко придумала его для женщин солидного возраста. В нижний край жакета она иногда вшивала металлические грузики. Они оттягивали жакет сзади, что зрительно делало спину более прямой, а осанку — царственной.
Сумка 2.55
Прямоугольная стеганая сумочка на цепочке появилась в феврале 1955 года. Отсюда ее название: «2.55», похожее на магическую формулу, ведущую к успеху.
Сумочка — тоже вклад Коко Шанель в освобождение женщины. До ее появления носили ридикюли — сумки, которые нельзя было повесить на плечо и забыть о них. Их надо было держать в руках, что, согласитесь, крайне неудобно. «Я устала от ридикюлей, к тому же я вечно их теряю», — сказала однажды Шанель и придумала свою сумочку.
Внутри сумочка снабжена темно-красной подкладкой — воспоминание Коко о детстве, проведенном в монастыре (это был цвет одежды монахинь). Цепочка тоже имеет «монастырское» происхождение: монахини носили на цепочках ключи.
Сумочки от Шанель часто подделывают. Защитой от фальшивок служит пластиковая карта с идентификационным номером сумки, который совпадает с номером голограммы, упрятанной внутри. Если вы попытаетесь отклеить голограмму, она распадется на части.
Стоят сумочки баснословно дорого. Но они очень качественные (сшитые по традиции из кожи ягненка) и никогда не выходят из моды. Собственно говоря, их можно передавать по наследству. Шанель говорила, что не расстается со своей сумочкой двадцать лет: «Новизна! Нельзя все время изобретать новизну. Я хочу делать классические вещи. Я создала сумку, которая постоянно продается. Меня уговаривают выпустить новую. Зачем? Моя у меня уже двадцать лет, я ее знаю, знаю, где лежат деньги и все остальное».
Стиль жизни
Когда мужчины заводят разговоры о возрасте женщин, называя всех, кому за тридцать, старухами, хочется процитировать слова язвительной умницы Шанель: «Неужели, когда ваша голова полысела, вы верите, что все еще красивы? Женщины сражаются со старостью более умело, чем мужчины, они лучше сохраняются».
Шанель говорила: «Люди не умеют жить. Их этому не учат». Она позволяла себе учить жизни. Всегда призывала бережно относиться к своему телу. Например, никогда не жертвовать отдыхом ради светских вечеринок. Она говорила: «Пощадите себя ради самих себя. Щадите свои уши, щадите свои глаза, щадите свои мысли. Что вы слышали такого после полуночи, что вы считали бы ценнее собственного сна? Это всего лишь то, что вы так или иначе слышали и к тому же раз сто…»
В 80 лет она весила столько же, сколько в 20. Секрет был прост: «Есть интеллигентным разумом, а не желудком».
Единственный порок, с которым она так и не рассталась до самой смерти, — курение. Однако пристрастие к сигаретам не помешало ей дожить до 87 лет в здравом уме и твердой памяти.
Когда Шанель умерла (в воскресенье, в отеле «Ритц», где жила последние годы, совершенно одна), доходы созданной ею империи составляли 160 миллионов долларов в год. Но в ее гардеробе было всего три наряда. Конечно же, в стиле Шанель.