Колокола победы в трамвайном перезвоне
70 лет назад, 15 апреля 1942 года, после первой, самой страшной, блокадной зимы в осажденном Ленинграде возобновилось трамвайное движение
Трамваи не ходили с декабря 1941-го, когда прекратилась подача электроэнергии. На фотографиях блокадной поры можно видеть вереницы вмерзших в сугробы и в лед троллейбусов и трамваев. Фашисты со злобой и страхом косились на трамвайные искры. 15 апреля город обстреливали трижды. Планировались и бомбовые удары, но в тот день советские летчики нанесли упреждающий удар по вражескому аэродрому, с которого готовились подняться в небо для бомбежки Ленинграда самолеты.
Трамвай желаний.
Что это — ошибка в дате? Но Вера Инбер делала записи практически ежедневно, и ни за 8-е, ни за 9 декабря про полную остановку трамвайного движения не сказано ни слова. А вот сама запись заканчивается трагедией. Вагоновожатая остановила вагон. Те, кто из него выбежал и укрылся в домах, остались живы, а в трамвай попал фашистский снаряд и убил оставшихся в нем.
Эта история мне вспоминается, когда я оказываюсь возле памятника блокадному трамваю, установленному на проспекте Стачек перед трампарком Кировского района. Там поставлен на вечную стоянку вагон МС-29 12-го маршрута. 12-й номер на памятнике неслучаен, ибо этот маршрут, следовавший с Петроградской стороны через центр на Охту, был очень популярен.
И пусть остаются некоторые сомнения по поводу печальной даты — 8 декабря 1941 года, но нет никаких сомнений в дате возобновления трамвайного движения.
После первой, самой страшной, блокадной зимы в осажденном городе пассажирский трамвай пошел 15 апреля. Сто шестнадцать трамвайных поездов, состоящих из 311 вагонов, вышли на пять городских маршрутов: третий, седьмой, девятый, десятый и двенадцатый. Через некоторое время были пущены еще пять маршрутов.
Трамвай - старожил Петербурга.
Люди, пережившие блокаду, говорят, что тогда вагоновожатых просили звонить еще и еще, и в этом трамвайном перезвоне уже слышались колокола Великой Победы. Обратимся к воспоминаниям очевидцев.
Павел Лукницкий, военный корреспондент, автор книги «Сквозь всю блокаду»: «И звенит, звенит, проходя по Невскому, необыкновенный трамвай весны 1942 года. Трамвай-победитель, трамвай-легенда!»
Эдуард Аренин (Коганер), участник обороны Ленинграда, которого многие горожане помнят как автора газетных циклов «Пешком по городу» и «С Пушкиным по Невскому»: «На углу улицы Гоголя какая-то старушка упала на колени и осеняла крестом медленно и торжественно двигавшийся вагон трамвая. И хотя «двенадцатый» был мне не по пути, я не мог отказать себе в удовольствии протолкнуться в переполненный вагон, купить билет и проехать хотя бы две остановки до угла Садовой. Здесь в моторный вагон вскочила девушка в ватнике и, расцеловав вожатую, улыбаясь, соскочила обратно».
А вот слова писателя Льва Успенского, замечательного знатока Петербурга — Ленинграда: «Разве не на твои зеленые искры со злобой и страхом косились фашисты с Вороньей горы весной 42-го года? Ах, милый трамвай наш, милый трамвай! Многие месяцы тебя закрывали холодные сугробы злой блокады, леденившие и наши сердца, а в тот солнечный яркий день 15 апреля ты, как и мы все, вдруг ожил, зазвенел, заискрил и побежал по суровому городу-герою первым вестником грядущей победы».
Фашисты действительно со злобой и страхом косились на трамвайные искры. 15 апреля город обстреливали трижды. Планировались и бомбовые удары, но в тот день советские летчики нанесли упреждающий удар по вражескому аэродрому, с которого готовились подняться в небо для бомбежки Ленинграда фашистские самолеты.
Подготовка же к восстановлению трамвайного движения началась в конце февраля, когда бюро горкома партии и исполком Ленинградского городского совета депутатов трудящихся поручили трамвайно-троллейбусному управлению открыть по всем районам города круглосуточное движение пятидесяти грузовых трамвайных поездов для очистки Ленинграда от снега и нечистот.
Впрочем, сами трамвайщики, кажется, готовились к пуску трамвая всю зиму. Начальник ТТУ Ленинграда Михаил Сорока в книге «Фронтовой трамвай» писал: «Шагая на работу по обледенелым ленинградским улицам и проспектам, погребенным под сугробами снега, или пробираясь вечером тем же путем домой, рабочие заводов или сестрички из госпиталя, бойцы, приехавшие по срочным делам в штаб фронта, видели на перекрестках полузамерзших женщин. Закутанные до бровей в платки, в валенках и стоящих колом шинелях, они чистили стрелки. Несли свою трудовую вахту».
Было это задолго до постановления городского руководства о восстановлении движения. Первым ожил вагон, стоявший на Загородном проспекте, неподалеку от Технологического института. Случилось это 7 марта 1942 года. За контроллером эмэски, ставшей «первой ласточкой», стоял начальник службы движения Виталий Маркович Немзер.
До восстановления движения пассажирского трамвая оставалось 39 дней.
15 апреля 1942 года, когда из шести трампарков вышли вагоны на пять самых значимых маршрутов, стал для ленинградцев поистине праздничным днем! В память о нем в нескольких трамвайных парках и на тяговых подстанциях города установлены мемориальные доски, посвященные подвигу ленинградских трамвайщиков.
Эта память священна.
Метки: Трамваи Истоки Войны Про Петербург Про петербуржцев
Важно: Правила перепоста материалов