Газета выходит с октября 1917 года Sunday 22 декабря 2024

Коммуналка по-европейски: квартирники без алкоголя, соседи без претензий

Корреспонденты «Вечёрки» посмотрели, как живется постояльцам простого хостела в центре Петербурга

Первые хостелы (вернее, нечто похожее на них) появились в России 20 лет назад. Их историю принято отсчитывать с 1909 года, когда немцы Ричард Ширманн и Вильгельм Мюнкер создали «Jugendherberge», молодежный хостел. Но многим россиянам значение этого термина неясно до сих пор. Корреспонденты «ВП» решили посмотреть своими глазами, как протекает жизнь в обычном петербургском хостеле. Наш выбор пал на ребят, которые 17 ноября, в День борьбы с курением, выкатили на Невский проспект гроб и предлагали курильщикам свои услуги извозчиков. Ребята эти работают в одной из крупнейших в Петербурге хостел-сетей. В ней установлен мораторий на курение. Хочешь курить, равно как и распивать алкогольные напитки, — ступай на улицу!

Еще на входе вас встречают призывом к миру и дружбе.

Место под рюкзак
На углу Садовой улицы и Банковского переулка на стене виднеется граффити: молодой человек в черных брюках и фиолетовой рубашке рисует надпись с призывом к миру и дружбе. Таков девиз всех «правильных» хостелов: дружба, общение, позитив, вечерние чаепития, квартирники, настольный футбол. Атмосфера даже не как в общаге, а как в самой настоящей коммуналке.
На входе нас встречает дерево с разноцветными бумажными листочками-пожеланиями. Каждый постоялец написал что-то свое: «Хотим вернуться. Коты», «Хочу Петербург, ибо это мой наркотик», «Хочу любви!» — и сотни других на самых разных языках. Мы тоже добавляем зеленый листочек от «Вечернего Петербурга»: «Хотим очень большой тираж».

Постояльцев встречает и провожает дерево с пожеланиями.

Тут же в небольшой прихожей висит флаг сети хостелов с множеством подписей.
— Мы недавно вернулись из Вены, — объясняет менеджер по развитию Анастасия Мурадымова. — Все время вместе с коллегами путешествуем. Смотрим, как у других устроены хостелы. Делимся опытом. И возим с собой флаг. На него собираем подписи новых друзей.

Такой буфет привычен даже для многих дач.

Надо сказать, хостелы — это такой стиль жизни для любителей общения. Здесь исполняют их главное желание: за место в день постоялец платит не 1,5 — 2 тысячи, как в гостиницах, а около 500 рублей. Правда, все удобства и столовая — общие. Таких путешественников еще называют рюкзачниками.

Не засиживайся, а то сгоришь
И вот мы поднимаемся по винтовой лесенке на этаж с номерами. Попадаем в уютную гостиную с разноцветными стенами и настольным футболом в центре зала. Это одно из мест знакомства постояльцев.
За углом расположились заветный табурет и телефон. Все звонки здесь бесплатные, так что хоть в другие города России звони, хоть подруге в Африку. И болтать можно часами. Правда, на стене висит целый набор смешных картинок — например, советский плакат с призывом «Не болтай!». Да и на табуретке нарисована раскаленная газовая конфорка с советом «Не засиживайся». И похоже, действует! Постояльцев здесь к 10 утра уже и след простыл. Все разбежались любоваться достопримечательностями Петербурга. Только один молодой человек в домашних шортах и с полотенцем наперевес направляется в душевую кабинку. Умываются тут все вместе. Раковины расположены в ряд. Над каждой висит большое зеркало, полотенце и емкость с жидким мылом. А вот в душевой кабинке уже можно закрыться. Постояльцев такой уклад нисколько не смущает. Именно так и устроена жизнь всех хостелов в мире.

Не в каждом хостеле русскому рады
После общего санузла уже не удивляет общая стиральная машина, гладильная доска и даже общий холодильник. На нем целая коллекция магнитиков со всего мира — Вена, Бельгия, Байкал, Рига, Нижний Новгород, Париж и так далее. Сразу видно, что постояльцы прибывают со всего мира и со всей России.

Умываются тут все вместе, и это никого не смущает.

— Есть хостелы, которые вводят ограничения, например не заселяют русских, — рассказывает Анастасия Мурадымова. — Вот заслышат русскую речь и сразу же заявляют человеку, что мест нет. Они считают, что таким образом создают какую-то особенно комфортную атмосферу. Мы же с этим не согласны и заселяем всех. И ребята отлично ладят. Говорят в основном по-английски, пьют чай, знакомятся. Некоторые сговариваются и приезжают в одно время к нам в пятый, в шестой раз.

Ну а из холодильника можно позаимствовать и чужое лакомство, если очень хочется. Такой вот хостел-принцип: «Все общее».

Рядом с холодильником — буфет. Здесь печенье, вафли, чай и кофе от хостела. Все бесплатно. Да и сам буфет представлен классическим деревянным мебельным модулем. Такой же сейчас у многих стоит на дачах.

— У каждого хостела есть своя концепция, своя душа, — объясняет Анастасия. — У нас это дружеская тематика и принцип общения. Бывают арт-хостелы с галереями картин, фотографий, творческими встречами. Такой в Петербурге представлен в «Этажах». Бывают домашние хостелы. В таком вам на входе скорее всего выдадут тапочки. За рубежом есть алко-хостелы, специально для любителей выпить, а также их противоположность — эко-хостелы с экологически чистыми продуктами и мебелью из экологичных материалов для любителей здорового образа жизни.

Дед Мороз и мексиканцы у самовара
В хостеле в Банковском переулке тоже исповедуют здоровый образ жизни. Распивать здесь алкоголь запрещено. Мест для курения тоже нет. Одно время на лестничной площадке в качестве антитабачной агитации висели десятки жутких-жутких фотографий легких курильщиков.

— Постояльцы почему-то стали воспринимать это место как место для курения, — удивляется Анастасия. — Странная логика, не правда ли? Пришлось убрать снимки. Мы против курения, против алкоголя. Вместо этого устраиваем вечерние чаепития «Nine о’clock у самовара». То есть чай в девять вечера. У англичан, правда, они называются «Six о’clock», потому что чай они пьют в шесть, но мы адаптировали обычай под Россию, ведь постояльцы возвращаются не раньше восьми вечера. 

Причем чаепития всегда тематические. На день рождения Деда Мороза, например, ребята обсуждали свои заветные желания, а на следующий день постояльцы из Мексики проводили для всех остальных мастер-класс по приготовлению своих национальных блюд.

Еще одна альтернатива курению — летние велопробеги. К тому же неподалеку, в другом хостеле этой же сети, можно взять напрокат велосипед всего за 500 рублей в день. Правда, иностранцы потом недоумевают, как мы, россияне, ездим на велосипедах в таких условиях, по таким дорогам и таким пробкам. Для них это как экстрим, рассказывают сотрудники хостела.

Какой номер, не важно
Еще в одном зале хостела находится пара стационарных компьютеров с выходом в Интернет. И здесь к вопросу тоже подошли креативно, так что над столами возвышается огромная паутина. Компьютеры, Интернет, а также работающий во всем отеле wi-fi тоже совершенно бесплатны. Таким образом, все многочисленные блага входят в цену проживания, которая начинается от 400 рублей в день. В таких номерах мальчики живут отдельно, а девочки — отдельно. Впрочем, во многих хостелах и этого разделения нет.

Вот мы и дошли до номеров. Они здесь действительно имеют самое малое значение. В них только спят. Так что в номере — кровати в основном со вторым ярусом и небольшой столик. Есть шкафы. Вещи можно оставить в сейфах, но постояльцы не беспокоятся.

В таких номерах только ночуют.

— Было дело: много лет назад завелся мошенник, который заселялся в разные хостелы Петербурга под разными именами, — вспоминает Анастасия. — Но мы его быстро вычислили и передали информацию и фото всем коллегам. С тех пор больше так никто не промышляет. Люди ведь не за этим сюда едут!

Один из почетных гостей из хостела уехал совсем недавно. Это Мэтью Хардинг, больше известный как Танцующий Мэтт. Всем известны его видеоролики и фирменный забавный танец вприпрыжку, который он исполняет сам или в компании местных жителей на фоне достопримечательностей всех стран мира. Теперь в его копилке есть и танец на Дворцовой.

— В России самые веселые люди, — заявил знаменитый флешмобер. — Я не ожидал, что придет столько людей! Пришлось даже забираться на стремянку, чтобы установить камеру и все попали в кадр. Среди таких веселых людей традиция хостелов явно должна прижиться.

 

Хостел — мини-гостиница (от английского «hostel» — «общежитие»), предоставляющая своим постояльцам на короткий или длительный срок жилье. Как правило, это спальное место без дополнительных удобств в номере. Хостелы считаются публичными местами, их постояльцы общаются, знакомятся, устраивают чаепития, квартирники, флешмобы, отдыхают вместе, становятся друзьями.

 

ФАКТЫ

  • От 10 евро стоит ночь в хостеле в Западной Европе.
  • В 1992 году открылся первый хостел в Петербурге.
  • Синий треугольник — фирменный знак Международной федерации молодежных хостелов (IYHF, в нее входит НП «ОСРХД») — считается знаком качества для хостелов во всем мире.
  • По стандартам IYHF на одного человека в хостеле в спальне должно приходиться не менее 5 кв. м, размер кроватей — от 80 х 190 см, расстояние между ними — от 75 см, туалет — на 12 человек, раковина — на 6, душ — на 15.
  • Средняя суточная стоимость места в хостеле в Петербурге — 600 рублей.

 

КОММЕНТАРИЙ
Президент некоммерческого партнерства «Общество содействия развитию хостел-движения» (НП «ОСРХД») Юлия Зубарева:
— В последние годы хостелы в Петербурге стали развиваться даже активнее, чем в Москве. Тем не менее хостел-движение в России еще молодо, и порой встречаются хостелы, которые совершенно не соответствуют международному стандарту. В то же время начали появляться и примеры европейского уровня. Если сравнивать с Европой, то в Германии, например, каждый хостел находится в отдельном здании, тогда как столица коммунальных квартир Петербург никак не может позволить себе такой роскоши. В европейских хостелах больше мест для общения, там есть ресторанчики, кафе, большие холлы, залы с играми, в российских их меньше, а в некоторых нет вообще. В Петербурге большинство хостелов расположены в районе Невского проспекта. В низкий сезон место в них стоит около 400 рублей в день, а в высокий — до 1000. Что отличает хостел от мини-отеля? Прежде всего атмосфера. В мини-отеле никто не знает, кто его сосед, а здесь все общаются. Жаль, что в России в отличие от многих зарубежных стран у хостел-движения нет государственной поддержки вообще, а в Петербурге нет поддержки от городских властей в частности.

Ирина ПАНКРАТОВА
Фото Натальи ЧАЙКИ
↑ Наверх