Кому покорится «Музейный Олимп»?
В конкурсе принимают участие лучшие выставочные проекты Петербурга
И озвучено это было на теплоходе «Георгий Чичерин», следующем по маршруту Санкт-Петербург — Горицы — Санкт-Петербург. «Георгий Чичерин» собрал на своем борту музейных работников, журналистов и даже артистов и превратился на пять дней в дискуссионную площадку. Напомним, конкурс «Музейный Олимп» проводится раз в год, чтобы поощрить музеи за вклад в искусство, за креатив, инновации. Может быть, поэтому почти во всех представленных проектах (за период с 1 сентября 2012 года по 31 августа 2013 года) не было недостатка в инновациях.
«Престиж Петербурга»
Самой большой популярностью пользовалась номинация «Престиж Петербурга», на которую было подано аж 11 заявок. В финале оказались Научно-исследовательский музей Российской академии художеств (выставка «Архитектурная графика Гаральда Боссе. К 200-летию со дня рождения»), Музей театрального и музыкального искусства («Блокадная виолончель») и Музей А. В. Суворова (российско-швейцарский проект «Суворов-2013»).
Интересно, что в рамках проекта «Суворов-2013», к несказанной радости музейных работников, была отреставрирована уникальная вещь — альбом XIX века, представляющий хронику суворовского похода. Его составил русский ученый, астроном Василий Павлович Энгельгардт, который в семьдесят лет, в возрасте Суворова, прошел путями швейцарского похода генералиссимуса. Кроме того, удалось издать фрагмент дневника участника швейцарского похода русского офицера Николая Грязева — рукопись была подарена Николаем Вторым на открытие музея.
Что касается проекта «Блокадная виолончель», то, по словам хранителя Владимира Кошелева, хотелось запечатлеть память о подвиге ленинградцев не только в документах, но и в музыке, особенно когда есть такой уникальный экспонат. «Этот инструмент музей приобрел в 1958 году, и никто не знал, что он — свидетель блокады Ленинграда. Но, изучая инструмент, просвечивая его изнутри, я обнаружил запись: «Помешала война», — рассказал Владимир Васильевич. — Виолончель удалось отреставрировать, причем так, что теперь никто не скажет, что инструмент имел большие увечья и когда-то не мог звучать».
Номинации и претенденты
За то, чтобы называться «Музеем года», соревнуются Музей истории Петербурга, мемориальный музей «Разночинный Петербург» и Государственный музей политической истории России, который, по словам его директора Евгения Артемова, подобрал «под выстраданную концепцию целый комплекс идей», чтобы создать новое экспозиционное пространство. Но несмотря на долгие десять лет, которые ушли на создание этого пространства, по словам одного из членов жюри, возникает ощущение, что музей немного опоздал — время ушло вперед.
А на номинацию «Экспозиция года» претендуют «Человек и власть в России в XIX — XXI столетиях» (Музей политической истории России), постоянная экспозиция в новом филиале «Мастерская Аникушина»: «Большая мастерская», «Мемориальная экспозиция входной зоны», две экспозиции открытых хранений (Музей городской скульптуры) и проект «Музей фонтанного дела» (музей-заповедник «Петергоф»).
«Выставкой года» хотят стать проект «За кулисами парадной жизни. Поставщики Императорского двора» (музей-заповедник «Царское Село»). Среди претендентов — выставка «Фонтанный дом. Встреча через 300 лет…» (Музей театрального и музыкального искусства), а также выставка «Петр Аркадьевич Столыпин. Надежда царя» (Елагиноостровский дворец-музей).
За номинацию «Музейная книга» борются альбом-монография «Благовещенская усыпальница: национальный пантеон России, памятник истории и культуры» (Музей городской скульптуры), электронная книга для iPAD о роли России в Первой мировой войне (музей-заповедник «Царское Село») и «История на вкус: кулинарная тетрадь личного повара Ф. И. Шаляпина» (Музей театрального и музыкального искусства), неожиданно вызвавшая у музейных работников совсем немузейный интерес к рецептам блюд, которые обожал знаменитый бас.
В номинации «Музей — детям» соревнуются музей «Разночинный Петербург» (культурно-образовательный проект «Шел по улице трамвай», посвященный возникновению электрического «красного коня»), Музей городской скульптуры (выставка-игра «В поисках Петра», приуроченная к юбилею памятника «Медный всадник») и музей-заповедник «Царское Село» (интерактивный центр «Белая башня», в котором ребятам предлагается погрузиться в Средние века и почувствовать себя рыцарями и прекрасными дамами).
О Первой мировой войне — в электронной книге
«Вечёрка» на своих страницах рассказывала о многих вышедших в финал проектах, поэтому нет смысла подробно останавливаться на них. Скажем только, что бурная дискуссия развернулась вокруг электронной книги о роли России в Первой мировой войне — кто-то был в восторге от инноваций, усматривая в этом симбиоз книги и документального кино, а кому-то этот проект показался инородным.
«Проект электронной книги, который подобен и книге, и экспозиции музея, мне очень понравился, — поделилась директор Музея железнодорожного транспорта Галина Закревская. — Конечно, это требует особого подхода. Но главное — ту молодежь, что приходит в музей, не отучить от подлинных предметов, которые являются документом, подтверждающим событие».
Приключения трамвайчика Трама
Многие музейные работники отметили креативность музея «Разночинный Петербург»: проект «Шел по улице трамвай», подкрепленный книжкой — сказкой-экспромтом «Приключения трамвайчика Трама» и мастер-классами, был настолько оригинален, познавателен, что многие прочили победу учреждению в главной номинации конкурса — «Музей года». «Когда мы работали над этим проектом, мы видели глаза взрослых, которые погружались в свое счастливое детство, и ребят, что нас очень согревало. Наш проект оказался интересен посетителям всех возрастов — к нам стали приходить семьями, — пояснила директор музея Тамара Федоренко. — Мы выполнили свою задачу и привлекли внимание к судьбе петербург-ского трамвая. И что самое интересное — после этого открылось трамвайное движение по Садовой улице».
Уважаю Фальконе!
Интересным показался и проект Музея городской скульптуры — выставка-игра «В поисках Петра», посвященная юбилею памятника «Медный всадник», когда ребятам предлагают стать членами команды Фальконе. «Мы хотели, чтобы старшеклассники решали задачи, которые стояли перед этим уникальным скульптором: например, как сдвинуть с места целую скалу, как ее погрузить на судно, чтобы оно не утонуло, как проложить маршрут, — сообщала старший научный сотрудник музея Светлана Тимофеева. — Или, например, пытались узнать, какие способы использовал Фальконе, чтобы памятник обрел устойчивость». Чтобы привлечь внимание и взрослых, и детей, было сделано множество макетов — один из них показывал, что находится внутри Медного всадника. Победители игры получали значок с надписью «Уважаю Фальконе!».
Осталось совсем немного времени, и 2 декабря мы узнаем, какие музейные проекты были отмечены жюри, кто же взобрался на вершину «Музейного Олимпа».
Метки: Дети Музейное дело Скульптура
Важно: Правила перепоста материалов