Кому помешал Андрей Первозванный?
Скульптора Вячеслава Чеботаря выселили из мастерской, а его работы уничтожили
Петербургского художника и скульптора, автора сверхкартины «Покаяние и Единение» Вячеслава Чеботаря хорошо знают и в родном городе, и за рубежом — в Германии, Греции, Италии, даже в Ватикане, где он работал над портретом Папы Римского Иоанна Павла Второго.
Минувшим летом петербуржцы знакомились с его пентаптихом «Гроб Господень», который художник писал три месяца, работая в Иерусалимском храме, — монументальное полотно было выставлено в Балтийском медиа-центре на Каменноостровском проспекте, 67.
Все шло наилучшим образом, но «дикий факт, который не поддается человеческому разумению», как считает художник, помешал этому.
Оказывается, в конце октября в мастерскую скульптора в Апраксином дворе ворвались приставы в сопровождении «людей в масках» — они, выгоняя скульптора, отчего-то всю свою злость выместили на... Андрее Первозванном. И пятиметровая пластилиновая модель памятника, над которой автор работал 16 лет, а после завершения хотел бы установить в створе Большого канала в Кронштадте, как символ морских ворот города, оказалась разрушенной.
«Когда начался «демонтаж» памятника, он разрезался на отдельные сегменты, фрагменты, я был настолько ошарашен, что ничего не мог сделать и стал собирать другие свои работы, которым тоже угрожало разрушение, — вспоминает печальное Вячеслав Чеботарь. — Это дико для нашей культурной столицы, для церковной миссии, при верующем губернаторе — не знаю, как оценить этот шаг властей».
Отчего стал возможен подобный «демонтаж» модели памятника покровителю моряков и демарш против его автора? Ведь известно, что памятник Андрею Первозванному готовы были установить и в Греции, и в Италии, где модель демонстрировалась на выставках.
Все из-за того, что Апраксин двор подлежит реконструкции и тем, кто там работает, надлежит освободить помещения.
Кстати, попытки выселить художника уже проводились: два года назад Вячеслав Чеботарь получал предписание освободить мастерскую. Но после этого был арбитражный суд, который отменил данное решение. Поэтому при получении нового уведомления скульптор не спешил освобождать помещение — корпус находился не «в первой очереди» на выселение, там еще жили люди, работали различные фирмы, компании, магазины, шла бойкая торговля, опять же должен был состояться суд. Да и потом, эти вопросы вначале решают с владельцем помещения, а уж потом с арендатором. «Из огромного корпуса, который не первым стоит в плане реконструкции, почему-то меня одного нужно было выселять!» — недоумевает скульптор.
Городские власти не хотят ничего комментировать — письмо, направленное губернатору и вице-губернатору, осталось без ответа. А международные культурные сообщества, ЮНЕСКО, Греческая православная церковь направили письмо президенту Путину, где называют случившееся актом вандализма и просят принять все меры к восстановлению памятника и его установке.
По признанию скульптора, модель памятника восстановлению не подлежит — сломан железный каркас, придется все заново делать. А помещение новой мастерской на Лиговском проспекте, выделенной городскими властями взамен старой, мало приспособлено для работы. «Новая мастерская находится в аварийном состоянии, там низкие потолки, невозможно работать и хранить крупногабаритные работы», — признается автор.
А пока в Апраксином дворе организовано молитвенное стояние — люди собирают подписи под обращением к властям, чтобы были «прекращены гонения» на мастера и обеспечены нормальные условия для творчества.
Метки: Скульптура Конфликты
Важно: Правила перепоста материалов