Газета выходит с октября 1917 года Sunday 22 декабря 2024

Кому поможет беби-бокс?

Одни считают, что развитие сети «ящиков для младенцев» приведет к росту числа детей-сирот, другие — что спасет жизнь и здоровье детей

 

Беби-бокс — это технология, помогающая безответственным родителям легко и без лишних хлопот провести жизнь, или все-таки средство, спасающее жизнь и здоровье нежеланного ребенка в непростой, даже критической ситуации? На прошлой неделе при Киришской центральной районной больнице с одобрения властей Ленобласти открылся первый в СЗФО беби-бокс. А вот в правительстве Петербурга, пока во всяком случае, идею «ящиков для младенцев» не одобряют. Оценить плюсы и минусы нововведения решили корреспонденты «Вечёрки».

В ящике, выстланном мягкой байкой, лежит «письмо родителям»


Пожарный выход

Общество продолжает делиться на два лагеря. В первом — противники беби-боксов, считающие их легким способом отказа от ребенка, что приведет к росту числа детей-сирот, во втором — его сторонники, заявляющие, что опыт «цивилизованных стран» поможет нам в главном — сохранить нежеланных детей живыми и здоровыми. 

Первый беби-бокс для Северо-Западного региона изготовили в Перми за 263 тысячи рублей. С улицы он совсем не похож на ящик, в который можно положить ребенка. Чтобы до него добраться, нужно преодолеть пять ступенек. Затем открыть пластиковый стеклопакет, за которым, собственно, и находится бокс с мягкой байковой тканью и «письмом родителям». 

В общественной организации «Колыбель надежды» корреспонденту «ВП» рассказали, что крутая лесенка без перил сделана специально, «со смыслом», чтобы хоть как-то предостеречь мамашу от необдуманного поступка. Рядом с ящиком висят пользовательская инструкция и плакат-предупреждение: «Открывая эту дверцу и оставляя ребенка здесь, ты отказываешься от него». Трудно судить об эффекте такой пропаганды. Достаточно сказать, что с ноября 2011 года в российских беби-боксах были оставлены две девочки (в Сочи и в Перми) и один мальчик (в Краснодаре). На данный момент в стране вместе с киришским функционируют десять беби-боксов.

Как отметила Елена Котова, основатель «Колыбели надежды», ее благотворительная организация, занимающаяся в России развитием сети беби-боксов, не ставит задачу провоцировать родителей отказываться от своих детей.

— Мы не устраиваем промоушен, не говорим молодым мамам, что легкий отказ от новорожденного, — это хорошо. Для меня идея беби-боксов — аналог пожарного выхода. Если «пожар», в нашем случае драма, происходит в жизни, то «пожарный выход» в этом случае должен быть обязательно открыт, — уверена г-жа Котова.

По словам бывшего омбудсмена Ленобласти Михаила Козьминых (еще занимая эту должность, он активно поддержал киришскую новацию), проблема нежеланных детей действительно стоит очень остро. 

— Я уверен, что нормальная мать от своего ребенка не откажется, а беби-боксом воспользуются только те, кто действительно попал в трудную ситуацию, — говорит Козьминых. На вопрос, зачем придумывать что-то новое, если любая мать может отказаться от ребенка непосредственно в роддоме, экс-омбудсмен ответил, что не каждая из них способна сделать это публично, а с использованием нововведения процесс отказа превращается в анонимный.

Чтобы добраться до беби-бокса, нужно подняться по пяти крутым ступенькам — лишние секунды, чтобы подумать о том, что собираешься сделать

Город — против

Но если область дала на проект добро, то в комитете по здравоохранению Санкт-Петербурга «Вечёрке» заявили, что такая «анонимность» их настораживает. Ведь теперь новорожденного можно без угрызений совести «скинуть в ящик» и спокойно жить дальше.

— В Петербурге работает хорошо отлаженная система по оказанию помощи мамам, которые по разным причинам хотят отказаться от новорожденных. С женщинами занимаются специалисты, психологи, которые объясняют, что многие сегодняшние проблемы на самом деле решаемы. Очень часто мамам, среди которых много приезжих, к примеру просто негде жить. Наша задача — помочь им, чтобы через какое-то время они, уже обустроившись, смогли забрать ребенка обратно, — говорит Евгения Семенова, пресс-секретарь комитета по здравоохранению. Она напомнила, что в начале этого года администрация Петербурга не санкционировала появление беби-боксов на городской территории. С тех пор, по ее словам, позиция администрации не изменилась.

Однако, по мнению Елены Котовой, беби-боксы обязательно придут не только в Петербург, но и в другие субъекты РФ (уже есть предварительная договоренность с 18 регионами). По инициативе фонда «Колыбель надежды» беби-боксы уже установлены в Пермском крае, Владимирской, Курской, а теперь и в Ленинградской области. Против их появления не возражает ни одна из религиозных конфессий.

Елена Котова подчеркивает, что у родителей, которые по той или иной причине решились оставить ребенка в беби-боксе, есть шанс отыскать своего малыша до момента его усыновления и через суд попытаться восстановить свои права. 

— Мы собираем по детям информацию с фотографиями: когда, во сколько, в какой распашонке его положили. Ведь ни одна женщина не забудет, в какой одежде она оставила своего ребенка. А в дальнейшем, чтобы подтвердить родство, родители могут провести ДНК-экспертизу, — уверяет руководитель проекта.

Когда захлопывается наружная дверца бокса, включается сигнализация, сигнал передается на сестринский пост — и подкидыш оказывается в заботливых руках медиков

Область дает добро

В администрации Ленобласти, оказавшейся более лояльной к идее беби-боксов, отметили, что главное не то, каким способом отказываются от детей, а почему это делают. Еще, по мнению губернатора Лен-области Александра Дрозденко, нужно сделать все, чтобы ребенок оказался в итоге в семье, пусть даже приемной.

— Отрадно, что у нас с каждым годом сокращается количество детских домов — за последние пять лет их стало меньше в два раза. Думаю, что это происходит потому, что мы делаем упор на развитие института приемных семей. Сейчас их в Ленобласти более 4,5 тысячи. Из областного бюджета выделяются средства на их поддержку — до 24 тыс. рублей в месяц. А для многодетных приемных семей у нас в Гатчинском районе построен настоящий коттеджный городок «Надежда», в котором проживают 20 семей, воспитывающих 105 детей, — сообщил корреспонденту «Вечёрки» Александр Дрозденко и добавил, что администрация благодарна фонду «Колыбель надежды» за инициативу. 

— Беби-бокс в киришской ЦРБ — это цивилизованный шаг к решению проблемы отказных детей, — подчеркнул губернатор Ленобласти.

За и против

Находясь в Киришах, мы решили узнать, как местные жители относятся к открытию в их городе беби-бокса.

— Я — против, — говорит женщина средних лет Татьяна. — Если раньше отказываться от детей было стыдно и люди, несмотря ни на что, находили в себе силы воспитать ребенка, то сейчас можно вот так вот анонимно оставить новорожденного.

С ней не соглашается молодая мама Анастасия, которая считает, что отказываться от детей неправильно, но «сделать это цивилизованным способом лучше, чем бросить ребенка на улице».

— Я не знаю, хорош беби-бокс или плох. И не приведет ли такая «услуга» к росту случаев безответственного поведения со стороны молодых родителей. С другой стороны, при маленькой зарплате и плохих условиях жизни — трудно ждать от них ответственности. Значит, нужно искать меньшее зло, — считает киришанин Анатолий Туманов.

А по словам Ольги Беляевой, капитана ватерпольной команды «КИНЕФ-Сургутнефтегаз», если уж нежеланному ребенку суждено было родиться, то он должен получить шанс на продолжение жизни. 

— Хорошо, что этот беби-бокс открыт именно сейчас, в преддверии зимы, наступления холодов. Если, с одной стороны, спасается человеческая жизнь, а с другой — у мамы остается шанс одуматься и вернуть ребенка, то эти два плюса перевешивают минусы, — уверена Ольга.

Мнения

За. Елена Котова, основатель фонда «Колыбель надежды»:
— Когда я пишу в «Facebook» об открытии нового беби-бокса, многие начинают это комментировать, критиковать. А когда я обращаюсь за конкретной помощью, пишу о том, что она нужна матери-одиночке, никто на это не отзывается. Наше общество привыкло «комментировать» чужие проблемы. А ведь иногда людям нужно просто вовремя помочь. Беби-бокс становится помощью в крайнем случае или, если хотите, призывом обратить внимание на проблему. Спасем хотя бы одну жизнь, и слава богу! 

Против. Евгения Семенова, пресс-секретарь комитета по здравоохранению:
— Мама оставила ребенка в беби-боксе и ушла. А если у нее, к примеру, заболевание, которое может передаться новорожденному? Зная это, новорожденного могли оперативно и более тщательно диагностировать и в случае необходимости сделать ему операцию. А так — такой ребенок может остаться в итоге инвалидом.

 

↑ Наверх