Газета выходит с октября 1917 года Monday 6 мая 2024

Кому закон не писан

Ни прокуратура, ни жилищники не хотят заниматься проблемами неправомерной перепланировки

Ни прокуратура, ни жилищники не хотят заниматься проблемами неправомерной перепланировки

Почти год длится эпопея с незаконной перепланировкой и переустройством одной из квартир в доме на Гороховой, 19. Известно об этом стало благодаря многочисленным жалобам жителей дома, в том числе — Антонины Федоровны Падиной, которая в итоге вынуждена была обратиться за помощью в «Общественную приемную Балтийской медиа-группы».
Сама Антонина Федоровна живет в коммунальной квартире и до недавнего времени особо на судьбу не жаловалась. Так, обычные для Петербурга тяготы, связанные с проживанием в коммуналке, в старом фонде, да еще и на последнем этаже. Однако вот уже почти год обиды петербурженки все множатся, и никакого успокоения в ходе общения с государственными органами и жилищными структурами она не находит.
А все потому, что года полтора назад соседи Антонины Федоровны затеяли свое жилье благоустраивать. Причем так, что у окружающих волосы дыбом встали.
Квартира, доставившая всему дому столько неудобств, не имеет видимого отношения к жилью Антонины Падиной. Она расположена за глухой стеной, от которой до комнат Антонины Федоровны и общей коммунальной кухни — коридор метровой ширины. Однако стенка, пострадавшая из-за затеянной соседями перепланировки, — не просто глухая. Она еще и капитальная. Ее-то и принялись «дырявить» соседи. Вырубили в ней целую нишу для стенного шкафа — причем частично насквозь: дыра в квартиру Падиной оказалась диаметром примерно в 40 сантиметров. Потом перенесли в своей квартире еще часть капитальной стены, чтобы сделать вместо кладовки ванную с газовой колонкой и туалет...
В результате этих действий, помимо появления дыры в стене, поехали потолочные перекрытия. За минувший год они просели, потрескались, местами с ранее ровного потолка уже «ребра торчат». Неудивительно, что жители забили тревогу. Однако первые обращения по инстанциям никакого толку не дали. От жалобщиков попросту отмахнулись: мол, не устраивают соседские дела — обращайтесь в суд. Самое удивительное, что такого рода отповедь Антонина Федоровна получила из… прокуратуры — органа, напрямую обязанного реагировать на подобные правонарушения.
Жилищная инспекция действовала тоньше. Ее сотрудники напрямую Антонине Падиной не отказывали. Напротив, выражали всяческую готовность принять меры, посодействовать и защитить ее права. Однако вот уже год толку с этого — ноль. Дело в том, что доступ для обследования хозяева «нехорошей» квартиры не предоставляют. Им несколько раз выдавали предписания, последнее — совсем недавно, и каждый раз сроки их исполнения отодвигались все дальше. Последнее предписание гласит: обеспечить доступ в квартиру для обследования до… 15 мая! Напомним, в нашу «Общественную приемную» Антонина Федоровна обратилась в сентябре прошлого года, к тому времени ее дело уже вовсю крутилось по инстанциям. Однако воз, как видите, и ныне там.
Если раньше соседи обещали «когда-нибудь потом» заделать злополучную дыру в чужую квартиру так, как это и положено по закону, то затем ограничились минимальными мерами — затолкали в нее кирпичи и «запенили». В таком виде все это до сих пор и радует глаз всех жителей коммуналки.
Управляющая компания, которая ведает этим домом, — ЖКС № 2 Адмиралтейского района — тоже умыла руки, ссылаясь на то, что в переустроенную квартиру не попасть. Хотя на самом деле, как дают понять рядовые работники этой УК, все в этом доме делается с ведома высокого начальства: владелец бывшей коммуналки «обещал принести разрешение на перепланировку, значит, все скоро будет в порядке». Правда, несет документы он уже год — и все никак до ЖКС не добредет. Видимо, потому, что никаких согласований у него в наличии не было и нет.
Теперь Антонина Федоровна собирается писать уже в Смольный, а потом — жалобу на имя премьер-министра.

***

Закон в данном случае полностью на стороне Антонины Федоровны. Хотя бы потому, что в Жилищном кодексе четко прописаны условия, при которых любая квартира может быть подвергнута перепланировке и переустройству.
Перед проведением таких работ собственник помещения должен получить все необходимые согласования. Для этого ему необходимо предоставить в районную администрацию:

— заявление о переустройстве и перепланировке;
— свидетельство о собственности или договор о приватизации;
— технический паспорт квартиры;
— проект переустройства и перепланировки;
— заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры, если дом относится к их компетенции.

Помимо этого в ходе работ владельцу квартиры нужно было следовать строительным, санитарно-гигиеническим и эксплуатационно-техническим нормативным документам. В частности, нормативы прямо запрещают любые работы, связанные с нарушением прочности несущих конструкций, ухудшающие условия эксплуатации и проживания всех или отдельных жильцов дома.
Если же эти работы затрагивают общее имущество дома, необходимо получение согласия собственников других помещений в доме.
 В данном случае ни одно из этих требований соблюдено не было. Уже сам этот факт мог бы стать поводом для наказания владельцев переустроенной квартиры. Однако никто из лиц, занимавшихся жалобой Антонины Федоровны, на столь «рискованное» действие не решился.
Никто своих обязанностей в этом простом вопросе, увы, не исполнил. Ни прокуратура, которая была обязана вмешаться для предотвращения разрушения здания. Ни жилищная инспекция, которая тянет резину неизвестно почему. Ни управляющая компания — Жилкомсервис № 2. Между тем именно УК, получив первые сигналы, просто обязана была заставить владельца действовать в соответствии с законом — вплоть до обращения в суд, для чего у нее гораздо больше возможностей, чем у отдельно взятой гражданки.
Увы, почетное право судиться они предоставляют самой Антонине Федоровне. Как будто дело касается исключительно ее личных взаимоотношений с соседями.

***

К сожалению, этот случай не единичный. На контроле в «Общественной приемной Балтийской медиа-группы» стоит несколько подобных обращений. В частности, от Галины Ш. — на этот раз из Центрального района Петербурга. Не называем ее адрес и фамилию по ее личной просьбе, так как пока вместо помощи от прокуратуры, жилищной инспекции, жилищного комитета и управляющей компании она получила одни угрозы. Женщина просто боится своих соседей, которые с помощью перепланировки в своей квартире превратили жизнь соседей в ад. Из бывшей коммуналки они сделали мини-отель — и теперь угрожают физической расправой всем, кто покусится на их прибыльный бизнес. При том, что вход в их «отель» расположен в парадном обычного жилого дома, а постояльцы благонравием и спокойствием не отличаются.
Жалобы привели лишь к тому, что проект переустройства квартиры в мини-отель был… согласован межведомственной комиссией Центрального района. Согласован постфактум — уже тогда, когда мини-отель вовсю принимал постояльцев. Формальности владельцы соблюли — и теперь чихать хотят на всех с высокой колокольни...
Увы, инстанций у нас — пруд пруди, а добиться своей защиты от произвола горожанам просто негде.


Марина ГЛЕБОВА
↑ Наверх