Кончина «Невы» была предсказуемой только для участников рынка
Обычные горожане оставались в неведении
«Нева» всегда пользовалась репутацией сильнейшего туроператора города и страны. Но в последнее время... только у самих туристов. Как выяснила «Вечёрка», профессионалы видели, что дела фирмы идут под гору. Известие о том, что она больше не может отвечать по своим обязательствам, экспертов не удивило.
Уже вчера появились сообщения о том, что клиенты турфирмы «Нева» за границей испытывают сложности.
По словам экспертов, тревожные звоночки стали появляться уже давно.
— Сначала, к изумлению всего рынка, мы стали замечать, что «Нева» заигрывает с агентствами, — пояснил «ВП» на условиях анонимности руководитель одной из петербургских турфирм. — Серьезные операторы так не действуют. Потом у них в худшую сторону изменился сайт, потом стало известно об увольнении из компании опытных профессионалов. И так далее.
По мнению эксперта рынка, гендиректора консалтинговой фирмы Галины Мазур, проблемы «Невы» связаны именно с тем, что в последнее время менеджмент этой компании явно не способен был решать задачи, которые перед ним стояли.
— Такое впечатление, что там незаметно для всех сменили руководство и новое в буквальном смысле не справилось с управлением, — предполагает Галина Мазур.
При этом «Нева» занималась одновременно множеством туристических направлений, что требует высочайшей квалификации менеджмента и сопряжено с большими рисками. Поэтому на Западе, а теперь чаще всего и в России каждый туроператор работает только с одним-двумя направлениями. Но зато работает грамотно. Однако «Нева» осталась многопрофильным оператором. Сейчас по ее путевкам шесть тысяч туристов отдыхают в 25 странах.
Но в результате приостановки деятельности компании пострадало куда больше клиентов — частных лиц и фирм. В официальном сообщении на сайте «Невы» говорится, что клиенты смогут получить страховое возмещение, но когда? Срок рассмотрения заявления составляет 30 дней, а потом нужно еще дождаться выплаты. Еще хуже тем, кто уже приехал по путевкам «Невы» в другие страны, где выяснилось, что туроператор не заплатил за их проживание.
— Мы работали с «Невой» по агентскому договору, — говорит директор одной из петербургских турфирм. — Отправляли туристов по их путевкам, якобы полностью оплаченным. И теперь получается, что люди в других странах вынуждены платить за гостиницы сами — на Родосе, на Крите. Мы готовы, чтобы помочь, заплатить им из своего кармана сейчас, а потом уже требовать возмещения у страховой компании. Но когда мы связались с отелями, где живут эти туристы, нам выставили счета с ценами в два раза выше рыночных! Как их погасить?
В еще более жестких условиях оказались фирмы, которые работали с «Невой» по договору франчайзинга, а таких не менее 150. По условиям договора они имеют право продавать только туры оператора, под брендом которого работают. И если агентства, у которых только часть путевок была от «Невы», еще могут помочь туристам за счет выручки от продажи туров других операторов, то у компаний, которые работают по договору франчайзинга, такой возможности нет.
— Большинству из них теперь вообще придется уйти с рынка, — говорит Галина Мазур. По ее словам, существует фонд взаимопомощи туроператоров. Каждый из них платит в него взносы, чтобы в случае необходимости иметь возможность получить экстренную помощь. Но будут ли использованы деньги фонда, чтобы помочь клиентам «Невы», остается неизвестным. Представители фонда пока молчат.
Кстати
В редакцию «Вечёрки» пришло письмо из городской администрации, в котором сообщается, что в комитете по развитию туризма создан координационный штаб помощи клиентам «Невы». Он действует совместно с Федеральным агентством по туризму, ассоциацией «Турпомощь» (фонд взаимопомощи туроператоров), турфирмой «Нева», страховой компанией «Восхождение» и авиаперевозчиками. Списки более 6,5 тысячи туристов, которые находятся на отдыхе по путевкам «Невы», уже переданы в ассоциацию «Турпомощь» для оказания необходимой экстренной поддержки.
Метки: Путешествия Из первых рук Скандалы
Важно: Правила перепоста материалов