Газета выходит с октября 1917 года Saturday 20 апреля 2024

Корабли с большой дороги

Красоту исторического центра до сих пор уродует ресторан на сваях

Если прикинуть, сколько плавучих ресторанов и фитнес-центров оккупировали набережные города, то хватит пальцев одной руки. Правда, эти заведения, судя по виду и названиям, причисляют себя к «историческим» кораблям — «фрегатам»: «Забава-бар» на Петроградской набережной, «Благодать» на Петровской набережной, «Летучий голландец» на Мытнинской — этот вообще считает себя «уникальной копией голландского флейта «Амстердам» 1748 года», хотя на самом деле назначение у них совсем другое — увеселять публику.

Да этого никто и не скрывает. Вот что сообщается на сайте фрегата «Благодать»: «Это историческая реконструкция трехпалубного линейного корабля конца XVIII столетия. Ресторанный комплекс построен в духе петровских традиций проведения ассамблей на боевых фрегатах. Атмосфера царственного величия, феерическое шоу, изысканное меню и радушие персонала перенесет вас в эпоху молодого Петербурга». В фотогалерее — снимки девушек в купальниках и со страусовыми  перьями в волосах, которые устраивают представление в банкетном зале с многообещающим названием «Империя страсти».

А вот что говорится о «Забава-баре»: «Забава» — не пустой звук, а именно воплощение этого понятия, материализовавшееся в центре Санкт-Петербурга... Изюминкой клуба является фантастическое шоу. На протяжении всей ночи вы насладитесь невероятным эротическим спектаклем с неповторимыми сюжетами и пластикой...» Названия спектаклей — «Гангстеры», «Crazy people» — говорят сами за себя. По желанию гостей даже устроят мальчишник с круглосуточно работающим баром. И здесь слова не расходятся с делом: фотографии полуголых танцовщиц в разных позах, у одной для пущей эротичности саксофон в руках.

«С мая по сентябрь «Летучий голландец» открывает единственный ресторан в Петербурге на открытой воде с видом на Эрмитаж и Стрелку Васильевского острова — «Веранда», — рассказывается на сайте заведения. — Это проект, который заставляет перемещаться во времени и пространстве. Переступив трап, вы почувствуете, что переместились из самого центра Петербурга в провинции на юге Европы — будет ли это провинция Франции или юг Италии — зависит только от вашего настроения и фантазии»...

По большому счету от исторических времен на таких «поплавках» мало чего, разве только какая-то часть «персонала», занимающаяся самой древней профессией, напомним, не где-то на выселках, а в самом историческом центре, охраняемом, между прочим, ЮНЕСКО.

Понятно, «крыша» ЮНЕСКО, охраняющая набережные «красных фонарей», не помешает, наоборот, дает возможность заработать на олигархического вида клиентах, которые могут выложить немалую сумму за ужин в ресторане с видом на Эрмитаж и за стриптиз.

Но что делать с историческими панорамами, которые оказываются загаженными плавучими борделями? Кстати, недавно Государственный флаг РФ все ж таки заставили с «Забавы» убрать. Ну а сами-то суденышки? Их почему не убирают? Почему петербуржцы или гости города, приезжающие любоваться панорамами, перспективами, оказываются обманутыми? Вместо «небесной линии», воспетой Дмитрием Сергеевичем Лихачевым, им подсовывают новодел, замаскированный под исторический корабль...

Мало того, думаете, эти «фрегаты» в казну серьезные деньги вносят в виде арендной платы? Отнюдь: за месяц «вахты» в одном из самых интересных мест города — между Кронверкским и Биржевым мостами — тот же самый «Летучий голландец», по официальным данным, платил чуть более трехсот тысяч рублей (в год — более 4 миллионов рублей), а «Забава-бар», пришвартованный к набережной Большой Невки (между Сампсониевским и Гренадерским мостами), — в два раза меньше, менее двух миллионов рублей в год. Это все равно как покупать элитную квартиру по государственной стоимости — даже бедным по карману. 

Много лет городские власти не волновались, кто там почти десять лет «стрижет купоны», пришвартовавшись к историческим набережным на льготных условиях. Зато к другому фрегату — учебному паруснику «Штандарт» (точной копии боевого корабля Петра Первого, которую своими руками построил капитан Владимир Мартусь) — был целый список претензий: его, участника многих международных регат и фестивалей, главного героя праздника выпускников «Алые паруса», вытеснили из акватории Невы, отдав предпочтение шведской бригантине.  

Но то учебный парусник, а то плавучий ресторан — почувствуйте разницу. Хотя и на увеселительные плавучие заведения есть управа: с 2007 года таким «профильным» сооружениям запрещено стоять на приколе в центре города. Но разве это кому-нибудь интересно?

Порция винегрета в этом суперэлитном кафе с видом на петропавловку стоит 600 рублей.

Однако, подтянув общественное мнение, все-таки удалось добиться того, чтобы «Забаву-бар» отодвинули от Петропавловки, где она тогда «промышляла», но совсем убрать с набережных не получилось. А недавно город «вспомнил» о своем распоряжении 13-рп от 2005 года «О мерах по эффективному использованию отдельных объектов  собственности Санкт-Петербурга», по которому нельзя предоставлять в аренду «сооружения для установки не используемых в транспортных целях стационарных плавучих объектов... с круглогодичным размещением на них объектов торговли, офисов, спортивно-оздоровительных центров и (или) иных объектов». И в начале июня этого года Смольный расторг договор аренды с «Летучим голландцем» (один из его владельцев — основатель бойцовской лиги «Mix Fight M1» Вадим Финкельштейн) в одностороннем порядке. На очереди — «Забава-бар» (до 3 августа собственнику корабля предписано покинуть занимаемую территорию). А до этого без лишнего шума и пыли убрали из акватории Невы судно «Кронверк» и дебаркадер «Парус». 

По мнению депутата Алексея Макарова, «Летучий голландец» — зрелище не привлекательное, не эстетическое. «Этот объект не красит прекрасную центральную водную площадь нашего города. Такой плавучий сарай, — прокомментировал парламентарий ситуацию телеканалу «100ТВ» и добавил: — Но это мое оценочное суждение, кто-то может думать по-другому». 

Кто-то другой — естественно, предприниматели. «Корабль не только не портит, корабль — часть пейзажа, — уверен брат владельца «Голландца» Евгений Финкельштейн. — Можем посмотреть: каждый день останавливаются свадьбы, которые фотографируются на фоне корабля. Показывают новости, показывают Петербург вместе с «Летучим голландцем» и другими кораблями. Это не только не портит, но и дает рабочие места, налоги».

Пока же «корабли» затеяли суды с КУГИ, которые могут длиться если не вечно, то очень долго. А имидж города тем временем страдает. Но кому это интересно, если на кону большие деньги?

«Если верить данным, находящимся в открытом доступе, площадь всех его помещений («Летучего голландца») — предположительно 2800 квадратных метров (судно огромное, на нем не одна палуба). Это означает, что 1 кв. метр обходится коммерсантам примерно в 121 рубль в месяц. Это невероятная, фантастическая арендная ставка! Думается, в центре города невозможно найти помещение по такой цене. А место, в котором забил сваи «Летучий голландец», — не просто центр, это сердцевина Петербурга. Стрелка Васильевского острова, Петропавловская крепость, Дворцовый мост, на другой стороне — Зимний дворец, Адмиралтейство. Все главные достопримечательности города как на ладони. И вся эта роскошь — за 121 рубль в месяц?»

Газета «Смена», 10 декабря 2012 года


«В акватории Невы должна стоять только «Аврора»

Руководитель регионального отделения партии «Коммунисты России» депутат МО «Смольнинское» Сергей Малинкович дал свою оценку ситуации

— Я считаю, что в акватории Невы вообще может стоять только один корабль — крейсер «Аврора», — говорит Сергей Александрович. — Потому что это символ революции и символ доблести нашего флота. А все те корабли — «Забава-бар», «Летучий голландец» и им подобные (не только в Питере, они и в Выборге стоят на приколе) — разжигают социальную рознь. Конечно, их надо убирать как можно быстрее, а я бы еще предложил, учитывая их «прошлое» — ведь они встали на Неве тогда, когда менялся режим и был передел собственности, — национализировать в пользу города и сделать из них прогулочные корабли с доступной ценой за билет.

— Прогулочный корабль — хорошая идея, но главное, чтобы они не швартовались в неположенных местах, не заслоняли бы собой «открыточные» виды города...
— Конечно, они не должны ничего заслонять, не должны мешать... Но я хочу сказать про другое: когда на «Авроре» была пьяная вечеринка, то как все ругались. А на этих «забавах» в самом центре культурной столицы гулянья новых русских проходят каждую ночь! Это безобразие! С этим нужно серьезно разбираться, посмотреть историю — каким путем владелец получил право держать в таком месте корабль, по какому праву он здесь хозяйничает. Я бы предложил всем переквалифицироваться в водителей аквабусов, которых городу очень недостает.

— Помню, когда высказывалась идея заполонить Малую Садовую ларьками с продуктами и сувенирами, вы собирались поднять народ на митинги. А сейчас не собираетесь протестовать?
— Cейчас, когда идет дачный сезон, который в нашем городе длится до первых чисел октября, не получится собрать народ на митинг. Но можно проводить пикетирование. Это тот редкий случай, когда нужно поддержать инициативу, исходящую от властных органов, потому что это не годится никуда! Думаю, надо запланировать пикетирование везде, где закрывается панорама, где мешают людям такие «гулящие» корабли.

— И не обращать внимания на другое мнение — например, Евгения Финкельштейна, считающего, что город получает налоги в казну и рабочие места?
— Мы с ним всегда во мнениях расходимся — вы меня не удивили. Если Финкельштейну так все нравится, то пусть он у себя на даче выроет пруд и поставит там свой корабль, этот китч. Люди культуры, люди, которые помнят еще Ленинград, никогда с этим не смогут согласиться. 

— Сергей Александрович, сейчас владельцы плавучих ресторанов судятся с КУГИ — как вы считаете, чем закончится процесс? Может город выиграть у бизнеса?
— Судя по всему, такое решение городских властей трудно созревало, и тут уже важно, чтобы суд не только принял сторону государства, а вынес частное определение о том, что любые объекты, которые находятся в акватории Невы в панорамных местах, не могут «проходить» без согласования с профильными комитетами, ЗакСом и с общественностью. Мы же не пираты Карибского моря, у нас грандиозный город — европейский центр. Зачем нам эти «летучие голландцы», которые захватили город в лихие 90-е? Их надо убирать!

↑ Наверх