Газета выходит с октября 1917 года Friday 22 ноября 2024

«Короля» играет свитер!

В европейских шахматах ввели строгий дресс-код

Отныне за доской, во время шахматной турнирной партии, нельзя будет источать запах или открыто демонстрировать прелести тела. Руководители Европейского шахматного союза ввели для игроков весьма жесткий дресс-код. «ВП» решил узнать, какими последствиями новшество обернется для питерских шахмат и много ли в них «штрафников»...

А как же девичья краса?
Итак, согласно новому регламенту внешний вид шахматиста должен быть «гармоничным и не чрезмерно ярким»: женщинам можно играть в платьях, блузках, но расстегнутых лишь на две пуговицы, водолазках, футболках и в поло, мужчинам — в рубашках с длинными или короткими рукавами, а также все тех же футболках и поло. Разрешено использовать солнечные очки. Под запрет попали шляпы, декольте и мини-юбки, спортивные куртки, мокасины, кеды и религиозные атрибуты.
Нововведения опробовали в Газиантепе, в Турции, на женском чемпионате Европы. Правда, участница соревнований Элизабет Петц высказала мысль, что новые правила не должны распространяться на детей: «Нельзя им запрещать носить ни кроссовки, ни спортивню форму».

В шахматах огромное значение имеет концентрация внимания: удалось отвлечь соперника от размышлений — и пол-очка почти наверняка в кармане. Между тем именно в этом виде спорта, а особенно в турнирах массовых и смешанных, с большим количеством участников, преимущество мужчин над женщинами не особо велико.

К тому же девушки приходят в зал не только в шахматы сыграть, но и себя, любимых, показать — во всей красе.
Например, россиянка Баира Кованова нередко выходит на партию со слишком открытым декольте, за что ее, к слову, едва не дисквалифицировали на турнире в Китае. Ее соотечественница Алина Кашлинская патриотично облачается в спортивные комбинезоны с триколором. Анастасия Зезюлькина из Белоруссии, чемпионка мира среди девушек до 16 лет, обожает надевать на игры короткие юбочки. А болгарская шахматистка Ива Виденова любит расстегивать на рубашках верхние пуговицы.


А с кого-то и штаны сваливаются
Свои модницы находятся и в Питере. Скажем, гроссмейстер Екатерина Корбут, если бы не вышла замуж и не охладела к серьезным шахматам, наверняка нарушила бы несколько норм новых правил. Один из блицев на призы «Вечёрки» она выиграла, сидя за доской в широкополой черной шляпе, а другой — в мини-юбке и сапожках, забравшись с ногами на стул. Иногда не следует дресс-коду и Марина Лупик.

«Однажды летом на Мемориал Чигорина Марина Лупик явилась в мини-юбке и блузке с большим декольте — ввиду жаркой погоды, — вспомнил известный питерский арбитр шахмат Вячеслав Иванов. — Так один из шахматистов-ветеранов, которому в стартовом туре выпало играть с ней, потребовал пережеребьевки. Мы отказали. Но ветеран играл с международным женским мастером практически вслепую — Лупик, сделав ход, ложилась на стол пышной грудью, и вместо шахматных фигур он видел красоту в вырезе блузки. И естественно, капитулировал. «Я уже не в том возрасте, чтобы отвлекаться на всякие глупости!» — кипятился дед, закончив партию».

Иногда голая правда мешает сосредоточиться.

Не случайно в дамской шахматной общественности Северной столицы нововведения восприняли неоднозначно.
«Наши девушки, по-моему, дресс-код не нарушают: прилично одеваются на партию, — высказала мнение в частной беседе с корреспондентом «ВП» Вероника Минина, международный мастер и неоднократная участница чемпионатов на призы нашей «Вечёрки» по блицу. — Правда, меня однажды попросили не стучать каблуками. Но идея правильная: женщины пусть наряжаются, это только плюс имиджу шахмат, а для некоторых игроков-мужчин я бы давно дресс-код ввела».
По оценкам Мининой, отдельные ее коллеги из представителей сильного пола настолько не следят за внешним видом, что банально вызывают отвращение. Неужели имела в виду питерца Петра Летова, который перед каждыми серьезными соревнованиями делает в модном салоне экстравагантные прически в панк-стиле, которые, как он считает, приносят удачу?

«Ну, панк-стиль — это хотя бы дело вкуса, а у каждого он разный, — уточнила Минина. — Я говорила о совсем уж вопиющих случаях, когда на одном турнире прямо в зале... с мужика штаны упали — он явился без ремня, брюки с него так и спадали. Но такое, к счастью, в основном происходит не в Питере, чаще в Германии. Еще индийцы допускают много вольностей».


Сделан хотя бы первый шаг
Увы, и в Питере мужчины зачастую думают о том, как «себя за доской показать», нежели о том, как за доской этой правильно мыслить.

«Некоторые питерские шахматисты — игроки сильные, уровня мастеров спорта — подвержены алкоголизму, — констатирует известный шахматный арбитр Андрей Егоров, отвечающий за развитие шахмат в клубе «На Петроградской стороне». — На турнир они приходят трезвыми, но успевают, пока партия идет, отлучаться в бары или рестораны: выпив изрядно, скандалят с соперником. Один игрок — не буду называть его фамилию — вообще не может на ногах держаться. Мы его за эти нарушения на полгода отлучаем от шахмат. Но срок закончится, мужчина выйдет на очередной турнир — и сразу новую схлопочет дисквалификацию».

Другой типичный пример нарушений дресс-кода — когда питерские ветераны, люди пожилые, зачастую бедные и одинокие, перестают следить за собой.
«Они являются в наш клуб в замшелых свитерах, залитых супом, в пятнах, в кофтах, проеденных молью, — продолжил Егоров. — Игроки от них шарахаются. Но таких урезонить сложнее: шахматное прошлое у них богатое, поэтому приходится идти на компромисс».

Впрочем, по мнению экспертов, дресс-код будет соблюдаться в шахматах только на представительных международных турнирах с внушительными премиальными. На массовые состязания, в частности по блицу, люди по-прежнему будут одеваться демократично. «Нас, думаю, новый регламент не коснется, — предположил Андрей Егоров. — Понятий о дресс-коде не заложено в российском менталитете. Особенно у ветеранов. Это надо воспитывать, как за границей, с детства. Но все равно — сделан хотя бы первый шаг».

Фил ПАНОВ, фото Натальи ЧАЙКИ
↑ Наверх