Корреспондент «ВП» сдавал ЕГЭ. Получилось, но с трудом
Предлагаем и нашим читателям ответить на некоторые вопросы экзаменационных тестов
Страшное слово — «ЕГЭ», которым пугают теперь школьников едва ли не с младших классов, каждый год скрывает за собой интригу и скандал. И дело даже не в «нерадивых» учениках или учителях. А в самом наборе вопросов, над которыми приходится ломать голову современным одиннадцатиклассникам. Насколько эти тесты окажутся посильными для среднестатистического выпускника? Насколько объективными будут формулировки заданий? Ведь, учитывая ситуацию, в которой находится наше образование (не устаканившееся в течение последних 25 лет), и специфику регионов, да и сам уровень подготовки и мотивации педагогов (чего стоит одна только низкая зарплата) — вопросы эти далеко не праздные.
В разгар экзаменационной поры корреспондент «Вечёрки» ознакомился с тестами некоторых из дисциплин, выложенных на официальном сайте ЕГЭ, и прикинул шансы современного взрослого человека сдать их.
География
Предметы я выбрал гуманитарные, затрагивающие, так сказать, повседневные сферы жизни: с математикой и физикой без специальной подготовки тут не обойтись. География — отличный вариант. Где-то поможет память, где-то — нехитрое сопоставление фактов.
В экзаменационном листе 41 задание. «Какой из перечисленных городов самый крупный — Новосибирск, Ставрополь, Петрозаводск?» Известно — сибирский полуторамилионник. «В каком из регионов плотность населения наибольшая — Воронежская область, Магаданская, Карелия, Коми?» Не трудно догадаться, что никак не север. Со столицами Бурятии и Удмуртии тоже можно быстро разобраться. Споткнулся на — «Для какой природной зоны характерны черноземные почвы?» Широколиственные леса, смешанные? Правильный ответ — степь.
Последовательность геологических периодов — мелового, четвертичного, силурийского — это или знаешь, или не знаешь. А вот с расположением стран в порядке возрастания в них естественного прироста населения — тут готового ответа нет. Варианты: Аргентина, Австралия, Болгария, Эфиопия. Попробовали? Самый низкий прирост, оказывается, в Болгарии. Самый высокий — в Аргентине. Крайне сомнительно, что выпускник уловит скрытую логику правильного ответа.
Или — в какой из стран на душу населения наибольший ВВП? Япония, Китай, Аргентина? Ну да, Китай слишком густонаселен: логика, видимо, такая. Верный ответ — Япония. А где доля лиц старше 65 лет наибольшая? Бразилия, Бангладеш, Алжир, Норвегия? Хочется отдать первенство долгожителям — азиатам. Но нет же — конечно, благополучная Норвегия…
Вопрос из экзаменационного листа по географии: «В каких трех из перечисленных стран основная часть электроэнергии производится на ТЭС?»
1) Кувейт
2) Россия
3) Бразилия
4) Норвегия
5) Франция
6) Саудовская Аравия
Обществознание
Предмет, востребованный у тех, кто собирается связать свое будущее с юриспруденцией, политологией, правом. 36 охватывающих самые разные сферы общественной жизни заданий — экономика, социология, делопроизводство. Предмет — очевидность, и в то же время — подводный камень: некоторые основы обществознания можно трактовать широко, как в философии.
«Найдите в представленных вариантах определение абсолютной истины» — читаю вопросы. «Обозначьте характеристики массовой культуры». «Выделите признаки постиндустриального общества». Варианты ответов (иногда нарочно абсурдные) позволяют угадать нужную графу. Кстати, истина — это «исчерпывающее знание о предмете». Надо взять на вооружение.
Отдельные вопросы отсылают к практике реальной жизни. «Укажите критерии коммерческого банка. Участвует ли он в валютной бирже? Лицензирует ли деятельность финансовых организаций? Осуществляет ли эмиссию денег?» Или: «Верны ли следующие суждения о последствиях инфляции? От инфляции страдают вкладчики банков, если ее уровень превышает процент по депозитам. Инфляция усиливает риск, связанный с инновациями и долгосрочными инвестициями».
Некоторые задания ставят в тупик. Например: что относится к постоянным издержкам фирмы? Правильный ответ: проценты по взятому кредиту и плата за электроэнергию. А вот вариант — транспортные расходы — оказывается, нет. Или: каковы конституционные обязанности граждан РФ? Сохранение исторического и культурного наследия и уплата налогов. А вот участие в выборах власти в этот перечень не входит. Основной вывод: хороший результат теста предполагает все-таки минимальное знание Гражданского кодекса, Конституции, принципов налоговой системы. Без них велик шанс тыкать пальцем в небо…
Вопрос по обществознанию: «Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда».
1) нормы морали;
2) позитивные санкции;
3) социальный контроль;
4) нормы права;
5) негативные санкции.
История
В истории, как и в других дисциплинах, понятно, нужна подготовка. Да, определить, что Невская битва была в XIII веке, а к Смуте привело пресечение династии Рюриковичей, не сложно. Не составит труда выделить в описании битвы в войне 1812 года имя Багратиона, чтобы обозначить это сражение как Бородинское. Или посчитать, что первая в России железная дорога была построена при Николае I.
А вот вспомнить, например, что иконописец Дионисий расписывал Ферапонтов монастырь под Вологдой, удастся далеко не всем. И возникает вопрос: нужна ли подобная конкретика? Малоизвестная битва на реке Воже — явление того же порядка.
Неожиданно узнать (методом исключения неверного), что характерной чертой политической жизни СССР рубежа 70 — 80-х, оказывается, было «смягчение критики культа личности Сталина руководителями государства». Налицо — выделение второстепенной и неявной характеристики. Или: «Итогом первых год рыночных реформ 1992 — 1993 годов в нашей стране стало насыщение потребительского рынка товарами». Снова довольно спорно.
Во втором блоке вопросов есть возможность поделиться собственными мыслями — письменно, на отдельном бланке. Разброс тем для осмысления широкий. От «Преимущества расположений древнерусских городов на реках» до «Итогов перестройки». Любопытные задания. На то они и историки, чтобы рассуждать.
От себя, как от выпускника истфака, замечу, что некоторые вопросы в тесте поставлены все-таки расплывчато. А тестирование не терпит приблизительности! В то же время узкая специфика некоторых вопросов вряд ли помогает отразить реальный уровень знаний школьника. Как говорили наши преподаватели, историк должен не запоминать даты и формулировки, а учиться анализировать и выстраивать причинно-следственные связи. А для этого лучше всего подходит все-таки устный экзамен.
Что касается успешности моей «сдачи» ЕГЭ-2015, то приходится констатировать: до «отлично» мне оказалось не так близко, как хотелось бы. Даже по истории. В каждом из предметов барьер пяти ошибок, к сожалению, я переступил. Хотя при крепкой подготовке дотянуть до высокого балла вполне можно (но и нервы потрепать придется изрядно). Где же вы, учебники…
Вопрос по истории: «Что из перечисленного относится к новой экономической политике (1921 — 1929 гг.)? Выберите три правильных ответа»:
1) утверждение частной собственности на землю;
2) введение хозрасчета на государственных предприятиях;
3) денационализация тяжелой промышленности;
4) появление кредитно-банковской системы и бирж;
5) отмена государственной монополии внешней торговли;
6) введение концессий.
Ответы на вопросы вы можете узнать на портале www.ege.edu.ru
Метки: Народное образование Школы Вузы
Важно: Правила перепоста материалов