Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 25 декабря 2024

Корюшка становится исчезающим брендом

Рыбаки говорят, что «самая питерская» рыбка почти не ловится

 

Рыбаки говорят, что «самая питерская» рыбка почти не ловится

В начале мая на петербургских прилавках появилась корюшка. Но многие горожане подмечают, что с каждым годом найти ее все сложнее, а цены на нее все выше. Корреспонденты «Вечернего Петербурга» в минувшие выходные побывали на традиционном Празднике корюшки и узнали, что же происходит с любимой рыбкой петербуржцев, у самих рыбаков. 

 

 

Несмотря на немалую цену билета — 100 рублей — посетителей на Празднике корюшки было много. По словам организаторов, праздник собрал несколько тысяч петербуржцев только в первый день. К лоткам продажи жареной рыбки, а было их не больше десяти, выстроились очереди по 40 — 50 человек. За одну порцию в 170 граммов продавцы брали 150 рублей. Свежую рыбку можно было купить по 250 — 350 рублей за килограмм. Правда, была она изрядно подмороженной и спрессованной в больших коробках. За ней стояли в основном пенсионеры, для которых, кстати, вход на праздник был бесплатным. Остальные же покупали готовый продукт.

В петербургских гипермаркетах цены примерно такие же. Например, в одном из них корюшка стоит 180 рублей за килограмм. На уличных лотках дороже — от 200 до 300 рублей. На рынках можно встретить, как значится на ценниках, «отборную корюшку» по 700 рублей за килограмм. 

Что касается жареной рыбки, то тут разница в цене на Празднике корюшки в «Ленэкспо» и в петербургском общепите куда более заметна. В меню ресторанов для среднего класса порция примерно в 200 граммов обойдется посетителю в 350 рублей, в ресторанах на Крестовском острове — в 500 рублей, а в знаменитом элитном ресторане на Невском проспекте — в 1500 рублей.

 

 

— Дома просто лень готовить, ведь нужно ее почистить, обвалять в муке, да еще желательно картошку в мундире к ней пожарить, лучок нарезать и салат из свежих помидоров и огурцов, — рассказала со знанием дела корреспонденту «Вечернего Петербурга» посетительница праздника Алена Потапова. 

Вместе с ней пришли и трое молодых людей, недавно переехавших в Петербург из Сибири. Они сказали, что у себя ели корюшку, которую ловят на Дальнем Востоке. Там она более соленая. 

Но самым выгодным бизнесом на празднике оказалась продажа маек и футболок с надписями «Корюшка — наше все» и «Срочно дайте мне корюшки, которая пахнет огурчиком». За этой «тематической» одеждой по 350 рублей за штуку выстроилась такая же очередь, как за самой рыбкой. 

— Майки я распечатал специально к празднику, — рассказал корреспонденту «Вечернего Петербурга» находчивый продавец, абитуриент университета культуры и саксофонист Юрий Липин. — Рыбку эту любят все петербуржцы, вот и появилась такая идея.

 

 

Однако на Празднике корюшки пахло не столько огурчиком, сколько подгоревшим противнем. Огромное количество рыбы жарили в одной и той же емкости, на не первый час кипящем масле. 

— Мы всю рыбу ловили в Ладоге, — рассказал корреспонденту «Вечёрки» повар в тельняшке, тренировочных брюках и переднике Артем Арутюнов. — Но уловы уже не те. Если двадцать лет назад, в конце 1980-х, за сезон рыбаки добывали три тысячи тонн, то к середине 90-х уже стали ловить в три раза меньше. А сейчас, думаю, не больше 200 тонн выходит. 

Рыбаки поведали, как просидели в ожидании улова на реках Сясь, Волхов и Свирь не один день, но косяков рыбы так и не дождались. 

— Назвать это нерестом можно с трудом, — подытожили они.

Причины понятны: холод в этом году держался долго, у берегов стоял лед, и рыба долго ждала необходимой ей температуры в шесть градусов тепла. Плюс проблемы с экологией. Чего стоят только два завода — нефтеперерабатывающий в Киришах и алюминиевый в Волхове!

— Неделю назад я выкинул на помойку целую сеть, потому что она стала насквозь маслянистой, забитой чем-то непонятным, но явно не способствующим размножению рыбы, — поведал корреспонденту «Вечернего Петербурга» рыбак Андрей Каратаев. 

Нашлись на Празднике корюшки и рыбаки, которые признались, что ловят рыбку в основном в Финском заливе и в Неве. А ученые-биологи предостерегают горожан: такая корюшка может быть опасна для здоровья.

— Рыба, пойманная, например, напротив «Крестов», на Свердловской набережной или около Ушаковской развязки, может оказаться очень вредной, — отмечают в «Гринписе».

В то же время экологическую опасность представляет не только корюшка для людей, но и люди — для корюшки. Ученые отмечают, что мелкий рачок мизиды, которым эта рыба питается, исчезает из вод Ладоги. К тому же добавляют проблем многочисленные намывные работы, строительство дамбы, «Морского фасада», «Балтийской жемчужины». 

И если, покупая в супермаркете корюшку, можно быть уверенным, что она выловлена в Ладоге, то с уличной торговлей все намного сложнее. Все лотки теоретически должны иметь лицензию на торговлю, которую обязан показать по требованию продавец. На деле часто такой лицензии нет, а завидев полицейского, продавцы быстро «сворачивают» свою деятельность. 

 

Ирина ПАНКРАТОВА Фото Натальи ЧАЙКИ
↑ Наверх