Газета выходит с октября 1917 года Sunday 24 ноября 2024

Космос для двоих

До 21 июня Музей нонконформистского искусства на Пушкинской, 10, приглашает на выставку Ирины и Юрия Грецких «Теория состояния пространства города»

В маленькой мастерской мы стараемся творить свой мир, — говорят художники. — Воспоминания от многих путешествий, импульсы от окружающей действительности проникают в него. В наших раздумьях и творческих поисках рождается другой мир — мир новой образной реальности».

Локальные цвета, предельная обобщенность форм. Часто художники играют с фактурами: например, из поверхности картины вырывается заведомо неформатный мазок — иногда цветом, разбивая однотонную плоскость (в композиции «Город» стену дома-куба разрывает розовый всполох), иногда объемом (например, в композиции «Жилище №6» застывшая краска образует на поверхности неровные дуги). Иногда картина имеет пространственное продолжение: картину «Деревенский интерьер» дополняют... настоящий домотканый половик и собственноручно раскрашенная художниками табуретка — они же есть и на самой картине.

«Мир сосредоточился вокруг места, где они живут и работают, и это место они расширили, создав космическое пространство», — сказал на открытии куратор выставки Евгений Орлов. Центральная тема — жилище, дом. Но все композиции не замкнутые, а разомкнутые, в каждой есть дверь — выход в иное пространство, а если двери как таковой нет, ею может стать все что угодно: на картине «Квартира на улице Марата» разноцветный куб отбрасывает... нет, не тень, а свет; ослепительно белый этот прямоугольник и есть выход за пределы. Часто стены комнат повисают в воздухе, прямо на небе.

«Деревенский интерьер». 2015

Интересно, что средствами беспредметного искусства — с помощью цветных плоскостей и геометрических фигур — художники не только создают пространственные композиции, но и изображают людей. Называют картины не портретами, а образами, и, что удивительно, образ сохраняет сходство с прототипом.

Многие художники в нашей стране, тяготеющие к беспредметности, испытали влияние русской иконы, и Грецкие не исключение. Некоторые сюжеты напрямую религиозны, но даже если нет — в композициях читаются силуэты церквей и святых с нимбами. Кстати, художники считают, что яркие, локальные цвета создают образ духовной чистоты.

Центральным экспонатом выставки, несмотря на всю беспредметность, стал именно предмет — раскрашенный художниками в радужные тона остов лодки; в центре расположен глобус, на котором художники изобразили силуэты храмов; Юрий Грецкий рассказал, что челн обнаружил в Петрозаводске: «А радуга — символ всех направлений и течений в искусстве».

↑ Наверх