Газета выходит с октября 1917 года Thursday 25 апреля 2024

Ковш экскаватора стал инструментом возрождения

Снос исторического дома в Дегтярном переулке, 26, застройщик выдает за его реконструкцию

— Приезжайте посмотрите, каким чудесным образом в Петербурге можно получить право на снос исторического здания, — позвали «Вечёрку» местные жители.

Начали они изучать информацию, вывешенную застройщиком на новых информационных щитах, и пришли в изумление. Узнали, что земельный участок, на котором сейчас разворачивается демонтаж огромного доходного дома начала XX века, принадлежит на праве общей долевой собственности Санкт-Петербургу и застройщику. А право собственности застройщика на земельный участок под домом возникло с момента государственной регистрации права собственности застройщика на... квартиру №33 и государственной регистрации 21/49 доли в праве общей долевой собственности на квартиру №50. Права приобретены в декабре 2007 года. В феврале 2014 года застройщик, до того владелец одной целой и части другой квартиры, уже вовсю сносит весь пятиэтажный дом...

Этот дом, между прочим, был запечатлен в фильме «Собачье сердце».

— Вы что-нибудь понимаете в этой бухгалтерии? — возмущаются горожане. — При этом на щитах белым по красному написано: «Реконструкция». 

В ходе «реконструкции» уже снесены дворовые постройки, за забором груда битого кирпича, искореженные металлические балки. С праздничных дней ковш экскаватора крушит фасад, выходящий в Дегтярный переулок. Картина разорения доводит прохожих до слез. 

Обнажилось нутро комнат: светленькие обои, под обоями газеты — люди, идущие мимо, фотографируют разгром того, что когда-то было чьим-то бытом. Снимут мобильными телефонами, потом дома увеличат и глянут, о чем сообщалось в советских газетах — тех, которые не велел читать до обеда профессор Преображенский. 

Дом — легендарный, запечатлен в фильме «Собачье сердце». Так что каждый третий прохожий поминает тут и газеты, и разруху в головах. Иногда из-за забора выходят люди в спецовках и ответно фотографируют снимающих. Во дворе, на будке вентиляционной шахты, стоит мусульманин и молится на восток: на еще сохраненный фасад под зеленой сеткой. На одном из щитов застройщика нацарапана свастика — тоже отношение к процессу «реконструкции». В общем, полный сюрреализм.

После него в Дегтярном переулке поднимется многоквартирный 1 — 7-этажный жилой дом со встроенно-пристроенными помещениями. На первом этаже здания будет закрытая автостоянка на 22 машино-места, в подземной части здания устроят автостоянку на 60 машин. Жить люди будут с 3-го по 7-й этаж, а нижние этажи хозяева заполнят торговлей и общепитом. Квартир будет 82 — по счету машино-мест. Собственно, как предполагают местные жители, из-за этих паркингов дом и сносят. Аналогичная история была с Литераторским домом на Невском, 68 (если бы не задача устройства подземного гаража, не было бы необходимости рушить историческое здание на углу Невского и Фонтанки). 

Дом в Дегтярном, 26, еще в 2006 году признали аварийным, вскоре расселили, а далее город наблюдал, как приходит в упадок историческое здание. В июне 2013 года застройщик получил разрешение на строительство с формулировкой «Цель проекта строительства: реконструкция здания под многоквартирный жилой дом со встроенно-пристроенными помещениями по адресу: Санкт-Петербург, Дегтярный переулок, дом 26, литера А».

Сейчас это разрешение оспаривается в Куйбышевском районном суде Петербурга двумя жительницами города. Одна из них, представительница градозащитной организации «Живой город» Анна Капитонова, рассказала «Вечернему Петербургу», что подан иск по обжалованию выданного разрешения на строительство, а также одновременно подано ходатайство об обеспечительных мерах по приостановлению строительства.

— На прошлой неделе суд нам в этих мерах отказал, теперь рассмотрение вопроса назначено на среду, 26 февраля, — сообщила Анна Капитонова.

Однако пока суд да дело — экскаватор продолжает крушить «реконструируемые» фасады.

↑ Наверх