Газета выходит с октября 1917 года Thursday 23 января 2025

Краденое солнце

В корпусе Бенуа Русского музея с 5 декабря можно увидеть ретроспективную выставку одного из самых знаменитых художников XX века — Казимира Малевича, которая называется «До и после квадрата»

Организаторы выставки хотели показать публике «неквадратного» Малевича. Получилось не вполне. Оба квадрата из музейной коллекции — красный и черный — красуются в одном из залов. Да и посвящёна выставка 100-летию оперы-буфф «Победа над Солнцем», где, собственно говоря, и явился впервые миру чёрный квадрат.


Я смотрю на пожелтевший лист газеты «Раннее утро». Номер от 12 декабря 1913 года. Между нами — век! О чем же пишут коллеги? В заметке «Похмелье любви» — о судебном процессе над сыном известного психиатра Кожевниковым, стрелявшим в артистку Зорину. Любовь и ревность — вечная тема.

Другая статья посвящена предстоящему рождественскому отдыху москвичей. Которые, прямо, как мы сегодня, предпочитают проводить рождественские каникулы в Финляндии, чаще всего в Иматре, дыша свежим воздухом и слушая рокот водопадов.

Рядом — репертуар театров. Удивительно! 1913 год, мир катится в пропасть, на носу Первая мировая война, революция, величайшие социальные катастрофы. А журналисты пишут о всякой ерунде.

Впрочем, заметили коллеги и нечто важное. Однако, событию, перевернувшему всю систему ценностей в искусстве, посвящена крошечная, буквально в несколько строк, заметулька о том, что в Петербурге, несколько дней тому назад состоялся спектакль футуристов — была представлена опера Алексея Кручёных на музыку Михаила Матюшина «Победа над Солнцем».

О Казимире Малевиче, создавшем декорации, — ни слова.

Между тем, именно тогда, в декабре 1913 года, в Луна-парке на Офицерской, 39, впервые появился чёрный квадрат. Тогда это была ещё не картина.

В пятой картине задником сцены был чёрный квадрат — на белой плоскости. Он закрывал собой одноглазое Солнце, символизируя победу над ним. Все это сопровождалось гениальным бормотанием персонажей, этой непонятной заумью, которая воспринимается, как произнесённые скороговоркой заклинания колдунов.

Чёрный квадрат, поглотивший Солнце. Страшный символ. Получается, что художники и поэты, в отличие от близоруких, питающихся злобой дня журналистов, уловили весь тот ужас, который был предначертан XX столетию.

Зловещей опере посвящён целый зал. Там тёмно, на подиумах выстроились в ряд, как мертвецы с косами, грубовато сработанные манекены высотой метра два. Костюмы, сделанные студентами Училища имени барона Штиглица, — реконструкции тех, в которых когда-то пугали почтеннейшую публику персонажи «Победы над Солнцем».

На большом плазменном экране — эта самая опера, в свою очередь, реконструированная Центром Стаса Намина. Напротив — ступени, на которые можно присесть, чтобы вникнуть в происходящее на экране. Если получится. У меня не вышло.

Выставка, посвящённая великому Казимиру, не первая в Русском музее. Его работы показывали в 1988-м и в 2000-м году. Русский музей обладает самой большой в мире коллекцией Малевича.

Некоторые картины и рисунки художника были переданы в Русский музей в 1926 году из Музея художественной культуры, а также приобретены в 1930-м году у самого автора. Малевич умер в 1935 году от рака. Через год его близкие передали музею практически всё, что хранилось у них. Так в Русском музее оказался и «Чёрный квадрат», написанный предположительно в 1924 году для Венецианской выставки.

Другая версия «Квадрата» (датированная самим автором 1913-м годом), осталась в собственности вдовы. После её кончины в 91-м году «Квадрат» вместе с «Автопортретом» и «Портретом жены» перешёл племяннице, а уж она продала их Инкомбанку. Когда банк разорился, знаменитый «Квадрат» выкупил для Министерства культуры за один миллион долларов предприниматель Владимир Потанин с условием, что полотно передадут Эрмитажу. Так и было сделано, и сегодня эта версия демонстрируется на третьем этаже Эрмитажа.

Тот, который называл себя Богом, кто призывал сжечь всё искусство прошлых эпох в крематории, кто перечеркнул Джоконду красным крестом (говорят, что поначалу к её таинственно улыбающимся губам была даже приклеена сигарета), а солнце закрыл своим черным квадратом, умер в опале и нищете.

«Квадрат» сослужил своему создателю плохую службу. Объявленный «иконой авангарда», он затмил все другие произведения Малевича, превратив его в глазах многих даже образованных людей, в автора одной картины. Больше того, каждый второй, глядя на «Чёрный квадрат», говорит: «Да я тоже так могу!» Если вы тоже так считаете, приходите на выставку, чтобы пройти с художником весь его такой мучительно-сложный путь, чтобы «переболеть» всеми течениями, сменявшими тогда друг друга в искусстве с калейдоскопической быстротой — импрессионизмом, сезаннизмом, кубизмом, а потом создать собственное направление, названное супрематизмом. И уже после всего в конце пути вернуться к реализму. Завершает выставку знаменитый, вполне реалистический «Автопортрет» Казимира Малевича, изобразившего себя в ренессансном костюме. Уж так-то вы точно не сможете!

Многие коллеги — журналисты написали, что на этой выставке впервые демонстрируется посмертный слепок с руки того, кто создал все эти произведения, так сильно повлиявшие на развитие искусства. Нет, не впервые. Слепок уже показывали в 2000 году.

С ним связана любопытная история. Малевическая маска и слепок с правой руки, сделанные сразу после смерти художника, были в 1935-м году переданы в Русский музей Николаем Суетиным. И — затерялись. Обнаружились они в музейных фондах только в середине 1990 годов.

Когда в Эрмитаже проводили рентгенографическую экспертизу «Черного квадрата», приобретенного на деньги Потанина, на полях заметили отпечатки пальцев. Чьих? Известно, что художник подвергался при жизни процедуре дактилоскопии, но она не сохранилась. А вот идентифицировать отпечатки пальцев по слепку оказалось невозможным.

↑ Наверх