«Красин» жил, «Красин» жив, «Красин» будет жить
В последний день марта легендарный корабль отпраздновал 95-летие
По случаю дня рождения первого советского ледокола — покорителя Арктики в Петербурге выглянуло солнце, но лед вокруг «Красина» оно не растопило — и флагман исторической флотилии отметил юбилей в родной стихии. На судне в этот день был многолюдно — в гости к имениннику пришли губернатор Георгий Полтавченко, вице-губернатор Василий Кичеджи, генконсулы Великобритании, США, Норвегии, ветераны морских сражений и ледовых экспедиций… Были и те, кто когда-то служил на корабле и кто сейчас служит, был даже почти ровесник корабля — 93-летний Валентин Валентинович Дремлюг, который мальчишкой встречал «Красин» в 1928 году, когда тот возвращался со спасенными членами экспедиции Умберто Нобиле.
![](/photo/new/12455.jpg)
Несмотря на свой возраст, ледокол выглядит только что сошедшим со стапелей.
Парадный расчет воспитанников Корпуса Петра Великого трепетно внес Андреевский флаг, который в этом году тоже юбиляр, — ему исполнится 300 лет. «Ты стой на палубе и смотри, чтобы никто не свалился за борт», — приказал одному из курсантов — Захару Каменеву — командир.
Рядом притаилась История — фотовыставка, составленная из российских и зарубежных газет конца 20-х годов прошлого века, в которых сообщалось о случившейся катастрофе с дирижаблем «Италия» и о том, как спешил на помощь членам арктической экспедиции Нобиле «Красин»…
На пеленгаторном мостике вспоминали героические будни корабля, отмечали его живучесть. «Это настоящий корабль, корабль-труженик, корабль-герой», — нашел подходящие слова губернатор Георгий Полтавченко…
Уходить от именинника, не прикоснувшись к Истории, не хотелось. И хотя правила пребывания на судне запрещают свешиваться, включать или выключать какие-либо механизмы, бегать по палубе и трапам, пользоваться диктофоном («Ледокол является объектом повышенной опасности!» — предупреждала табличка), приходилось их повсеместно нарушать. «Тот прибор, до которого вы попытались дотронуться, называется АПСТБ — аварийный податчик сигналов тревоги и бедствия, — остановил нас голос инженера Виктора Богатырева, 12 лет работающего на «Красине». — Когда нет времени давать сигналы «SOS», то включаете вот эту кнопку».
Во льдах Арктики. Архивное фото.
«До сих пор встречаемся с теми, кого тогда спасли»
Но главным «раритетом» на «Красине» оказался почти его ровесник — морской исследователь, фронтовик, участник операции по спасению американских и английских моряков с затонувших кораблей конвоя PQ-17 93-летний Валентин Дремлюг (на следующем фото). Валентин Валентинович помнит еще то легендарное возвращение «Красина» со спасенными членами экспедиции Умберто Нобиле, отправившимися на дирижабле «Италия» покорять Арктику…
— Я тогда учился во втором классе, — вспоминает Валентин Валентинович. — И так случилось, что наша школа №22 соседствовала с Арктическим институтом, который размещался тогда в Шереметевском дворце. Так что мы наблюдали все полярные экспедиции, которые прибывали в город. А однажды нам сказали: «Ребята, вы пойдете встречать ледокол «Красин»!» И привели нас на мост Лейтенанта Шмидта, поставили в первый ряд, вручили всем по букету цветов. Людей было огромное количество, даже назывались цифры — больше 100 тысяч человек пришли встречать ледокол. Над «Красиным» летели самолеты, его встречали военные корабли! И когда вошел «Красин», дал длинные гудки, все закричали: «Ура! Ура!..» Гремел оркестр, и мы бросали на палубу цветы...
— Это были красные гвоздики?
— Нет, ромашки…Мы видели, как спускались с корабля члены экипажа, капитан Карл Эгги. У нас был чудесный преподаватель по географии — он все нам рассказывал, показывал маршрут «Красина» — как он плывет…
— И вас это так впечатлило, что вы решили связать свою жизнь с морем?
— Конечно, мы же видели и все последующие экспедиции — сибиряковцев, челюскинцев, папанинцев — они все проходили мимо нас, а мы выбегали, их встречали. И знаете что? После этого семь человек из нашего класса поступили в элитный Гидрографический институт Главсевморпути! Нас одели в форму. Жили мы как космонавты: нас поили, кормили, а стипендию мы получали в четыре раза больше, чем в других вузах. Ведь нас готовили специально для Арктики! И так я все 50 лет и проплавал.
— Об этом свидетельствуют и ордена на вашем кителе…
— Я воевал, и самая дорогая для меня награда (показывает. — Л. К.) — орден Отечественной войны 1-й степени. Помню 1942 год. Наше небольшое патрульное судно «Мурманец» у берегов Новой Земли — мы тогда спасли 147 американцев и англичан — немцы потопили их суда…
— А вы их взяли на борт?
— Ну как на борт! Мы всюду помещали иностранцев, даже в трюм — наше суденышко было маленькое, водоизмещение 400 тонн, а экипаж — всего 27 человек! Но мы до сих пор встречаемся с теми, кого тогда спасли. Каждый год американцы и англичане приезжают к нам на День полярного конвоя — встречаемся, вспоминаем былое.
— Валентин Валентинович, а фильм «Красная палатка» видели? Там в красках показано, как советские люди встречали «Красин». Так все и было в действительности?
— Примерно так и было. Кстати, на корабле есть очень хороший документальный фильм о том, как встречали ледокол…
— То есть по части достоверности у вас претензий к фильму нет?
— Претензии как раз есть, но их немного — так, вместо «Красина» показали ледокол «Сибиряков». А я на нем плавал. Ну как это так — спасал «Красин», а в кино оказался «Сибиряков»… Более того — «Красная палатка» снималась на льдах Зеленогорска — ледокол отдельно сняли.
— Но это каждому моряку ясно, а неспециалисты этого не заметят…
— Конечно. Мы сразу это вычислили — что никакая это не Арктика, все снято у нас под Зеленогорском.
![](/photo/new/12453.jpg)
Капитан Борис Пресняков: «Красин» — рабочее судно и может быть в строю
— Борис Никитич, помните свое первое знакомство с ледоколом?
— Я отработал в БМП 25 лет — работал на коммерческих судах, заходил в Мурманск — шли Северным морским путем снабжать полярные станции, в Игарку ходили. А «Красин» был на слуху — он работал, проводил нас, когда затирало льдами. Так что знакомство с «Красиным» у нас давно состоялось.
— А рабочий период ледокола когда закончился?
— 1 апреля 1972 года — приказом по Министерству Морфлота он был передан Министерству геологии для переоборудования. И когда его переоборудовали, он ушел на Север, работал на Земле Франца Иосифа, на Новой Земле… И то, что мы сегодня качаем на Запад газ и нефть с Севера, — разведали эти месторождения с помощью «Красина», он обеспечивал поселок буровиков и электроэнергией, и горячей водой, и паром…
— А при необходимости он сможет встать в строй боевых кораблей?
— Конечно! Есть такой статус парохода — судно в отстой. Чтобы не держать большой экипаж, я его вывожу из эксплуатации, оставляя только маленький экипаж для охраны. И все. И так он стоит у меня два-три года. Появилась какая-то работа — я снова предъявляю свое судно Морскому регистру, и он дает документ на годность к плаванию. Набираю полностью штатный экипаж и снова иду в плавание… То есть «Красин» у нас — судно в отстое с сохранением класса. И то, что он здесь стоит как федеральный музей, — ничего не означает. Это рабочее судно, которое при определенных поддерживающих и восстановительных ремонтах может вполне занять место в строю.
— И 95 лет ему нипочем!
— Достаточно сказать, что у него корпус сделан из английской стали — 800 листов, собранных заклепками в изящный 100-метровый корпус. Рабочий ледовый пояс собран из двух листов — 22 и 25 мм, склепанных вместе. За 95 лет износ составил приблизительно 23%, представляете, какая прочность?
— Невероятно!
— Но за ним надо ухаживать, а простоять он может и больше…
Фото Натальи ЧАЙКИ
Метки: Про Петербург Про петербуржцев Из первых рук Памятная дата
Важно: Правила перепоста материалов