Красивый, но тревожный юбилей
ХХ Царскосельская художественная премия нашла своих героев
Лауреатами-2013 стали режиссер и худрук МДТ — Театра Европы Лев Додин, писатель Аркадий Арканов, актер Сергей Дрейден, основатель Музея русской иконы в США Гордон Лэнктон, поэт Юрий Кублановский, легенда БДТ народная артистка СССР Людмила Макарова (к сожалению, она заболела и не смогла быть на церемонии в Царскосельском лицее), ТВ-ведущий Лев Щеглов. Их награждали: директор Всероссийского музея А. С. Пушкина Сергей Некрасов, поэт и композитор Александр Городницкий, писатель Семен Альтов, главный художник БДТ и писатель Эдуард Кочергин, писатель Илья Штемлер, режиссер Юрий Мамин, художник Дмитрий Шагин и другие.
Приветственную речь по традиции произнес Сергей Некрасов, и в ней кроме слов о высоком предназначении Царскосельской премии, ее исторических корнях мелькнула тревожная мысль, что подготовка к юбилейной церемонии шла непросто, был даже момент, когда устроители подумали о завершении всей этой истории…
И все это не случайность, а вполне логичная ситуация. За 20 минувших лет (огромный срок для любой премии, тем более художественной!) лауреатами стали не меньше ста выдающихся деятелей литературы и искусства — замечательная плеяда звезд советского периода. В последующих поколениях все трудней найти им равных, а учредители премии держат высоту, заданную лауреатами двадцати- и десятилетней давности. Тем самым премия волей-неволей все дальше отрывается от реалий нынешней отечественной культуры. Естественно, на такой ностальгический проект все трудней найти спонсоров и меценатов. Отсюда проблемы художественного и материального свойства. Ясно, что в таком виде премия может продержаться от силы три — пять лет, и потом награждать будет просто некого, да и меценаты-царскоселы, семья Блотнеров, не могут же все время финансировать проект из своего кармана…
Сегодня есть несколько вариантов «спасения» Царскосельской премии, все будет зависеть от ее учредителей, от экспертного совета, а это умнейшие, опытные люди с большими связями. Можно не сомневаться, что они примут правильное решение. И мы примем любое, кроме одного. «Закрывать» такую петербургскую премию нельзя. Но ясно также, что, если премия намерена жить и процветать еще 20 лет, ей нужны мудрые перемены…