Газета выходит с октября 1917 года Thursday 4 июля 2024

Крейсера нам больше не нужны?

На международном военно-морском салоне была озвучена стратегия развития МВФ.

 

Так постоять на палубе корабля в эти выходные сможет каждый желающий.... Фото:  Натальи ЧАЙКИ

В Петербурге открылся пятый Международный военно-морской салон. Это не только современный рынок военно-морского вооружения, модель развития российского флота, но и место, где петербуржцы и гости города смогут интересно провести выходные.

91 официальная делегация из 60 стран мира приехала, чтобы прицениться к нашим товарам или предложить свои. А предложений предостаточно. 410 предприятий из 29 стран выставили свою продукцию. Здесь 35 кораблей и катеров ВМФ России, 5 кораблей из других государств, среди которых 3 из стран НАТО — Германии, Нидерландов и США. Все остальные стенды — их начинка и флотская инфраструктура.

Что же касается салона как модели развития российского флота, то здесь очень конкретно обрисовал ситуацию президент ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» Роман Троценко: «Сейчас все страны заинтересованы в строительстве корветов. Они насыщены вооружением, маневренны и дешевы. У нас такие есть — это корвет проекта «Тигр».

То есть стратегия развития флота идет к сокращению средней тоннажности кораблей в сторону корветов и, может быть, фрегатов. Это суда охраны береговой зоны и производственных территорий в открытом море. Они не океанского типа. Крейсера же и авианосцы, по мнению топ-менеджера ОСК, не актуальны: «Современный фрегат намного эффективнее большого крейсера двадцатилетней давности. В 2013 году мы собираемся заложить флотилию эскадренных миноносцев. Но ни на этом, ни на каком другом салоне они представляться не будут. Эти корабли не для продажи».

Военные моряки, которые слышали эти слова, лишь пожали плечами. Капитан 1-го ранга с Тихоокеанского флота, попросивший не называть его имени, сказал корреспонденту «ВП», что такая политика показывает, что Россия собирается стать континентальной страной. Если же она хочет быть великой державой, ей нужны крейсера, эсминцы и авианосцы. Эти корабли несут флаг государства. Это эффективная защита от пиратства, от террористов, прикрытие соотечественников в горячих точках. Таких, как, например, Ливия. Потому что если такой корабль подойдет к враждебному берегу, то, по словам офицера, «сразу станет тихо», поскольку все знают, что его вооружения достаточно, чтобы смести с лица земли несколько городов.

Но развитие класса «корвет» — лейтмотив нынешнего и, видимо, ближайших салонов. Ведь пока закладываются именно такие системы. Например, по словам Романа Троценко, на верфях корпорации заложено 54 корабля. 40 строятся для ВМФ России, 14 — на продажу. 17 кораблей готовы к сдаче в этом году. Правда, среди них две атомные подводные лодки, класс которых журналистам г-н Троценко сообщить отказался, дав лишь номера заводских заказов.

...А вот пострелять не дадут. Фото: Натальи ЧАЙКИ

Развлекательная часть тоже не порадовала. В программе были запланированы выступления боевых пилотажных групп — «Русских витязей» и «Стрижей». Но в последний день их прибытие отменили. И программу переверстали. Вместо них сегодня и 3 июля — в день закрытия салона — выступит пилотажная группа «Русь». Но «Русь» — это не «МиГи», это учебные легкие самолеты ДОСААФ «Л-39». Генеральный директор ЗАО «Морской салон» Михаил Золотарев пояснил корреспонденту «ВП», что таково было решение Минобороны и его мотивы знает только командование Военно-воздушных сил.

Михаил ТЕЛЕХОВ
↑ Наверх