Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 23 апреля 2024

«Крест Распутина» готовы вернуть

Но ставить на прежнее место вряд ли разрешат

На окраине царскосельского Александровского парка, в районе Ламских прудов, неизвестные спилили крест высотой два с половиной метра, якобы обозначавший место погребения убитого Григория Распутина. Под крестом на табличке значилось: «Сей крест водружен на месте часовни во имя прп. Серафима Саровского, в которой в декабре 1916 года погребено было тело убиенного царева друга, старца Григория Распутина».

Блогеры вновь сработали как мобильная независимая пресса: первым об уничтожении креста сообщил в своем Живом журнале пользователь upor_rogom.

«Около 18 часов это было обнаружено одним из жителей Царского Села, который по телефону сообщил о случившемся заинтересованным лицам из числа православной общественности и вызвал полицию», — пишет он. И далее: «Был не только спилен сам крест, но и разрушен сруб, в котором он был установлен. Иконы, бывшие при кресте, похищены. На месте преступления обнаружены следы попытки поджога: охотничьи спички и тара от воспламеняющейся жидкости, бревна частично обгорели».

Корреспондент «Вечёрки» связался с главным архитектором ГМЗ «Царское Село» Натальей Кудрявцевой и выяснил некоторые подробности.

— Тело убитого Распутина забрала, как известно, фрейлина Анна Вырубова, — рассказала Наталья Николаевна. — Она захоронила его на своем земельном участке, в часовне Серафима Саровского при госпитале, предназначенном для раненных на полях Первой мировой войны. Но ни часовня, ни госпиталь не были достроены: случилась революция. А тело Распутина было сожжено, и прах его развеян.

По словам Натальи Кудрявцевой, земельный участок Вырубовой находился за границей Александровского парка.

— Неизвестные нам люди, которые в 2005 году решили воздвигнуть в парке крест, либо что-то напутали, либо им было так проще: строить не на месте подлинной могилы Распутина», — говорит главный архитектор ГМЗ, отмечая, что сделали они это, не спросив согласия музея-заповедника как владельца территории и ничего не согласовав с органами охраны объектов культурного наследия.

В то же время администрация государственного музея-заповедника не стала сносить крест, «отнесясь с уважением к этому ошибочному мнению верующих и даже к их несанкционированным действиям». Крест семь лет стоял на своем месте.

Служба безопасности ГМЗ, естественно, не несла никакой охраны при кресте, так как он не являлся собственностью музея-заповедника, но, обнаружив его спиленным, передала в музей на хранение. 

— Если объявятся хозяева креста, мы вернем его им. А заодно напомним о недопустимости такого произвольного строительства, — сказала Наталья Кудрявцева.

↑ Наверх