Крестики-нолики — деревянная игра
До 17 марта Музей игрушки приглашает на выставку «Возвращение деревянного грузовичка». Игрушки Максима Варламова»
В наше время дети практически отвыкли от деревянной игрушки: магазины заполонили мягкие да пластмассовые. Это особенно обидно в России, где, как мы знаем, существуют богатые традиции изготовления деревянной игрушки. Правда, эти традиции в советское время если и продолжались, то в основном в экспортных изделиях, для иностранцев.
Среди этих прекрасных деревянных предметов с удовольствием жили бы люди, но поместятся лишь куклы…
Игрушки Максима Варламова предназначены российским детям, а начал он их делать для собственных детей: «Работать с деревом мне нравилось давно, в детстве пытался что-то вырезать. Когда мои дети пошли в садик, меня воспитатели иногда просили починить игрушки. Стал сам делать, в группу приносить. Воспитатели стали говорить: «У вас хорошо получается, вы должны этим заниматься!» А я и сам знал, что хорошо получается, только развернуться было негде — мастерской не было. Сейчас мастерская у меня есть, года два назад решил сделать изготовление игрушек основным занятием».
По специальности Максим — сборщик корпусов металлических судов; очевидно, к дереву его потянуло «по контрасту». Что поражает в его игрушках? «Настоящесть» — они сделаны из неокрашенного дерева. Функциональность — ими удобно играть. Домики сконструированы так, что ребенку просто переставлять в них мебель и перемещать кукол, машинки прекрасно катаются. Познавательность: здесь и тракторы, и подъемные краны, и поезда, и корабли, и даже паром. А конструкция деревянной мельницы к тому же хорошо видна: ребенок понимает, как приводятся в движение жернова. Есть у Максима и игры — деревянные крестики-нолики, музыкальная лесенка, которая играет мелодию, когда по ней катится шарик. «Игрушки придумываются сами, — говорит Максим. — Сижу, жду детей из бассейна, в блокноте наброски делаю. Мне интересны конструкции, шестеренки. Над мельницей думал месяца два. Сейчас такую же сделаю за два дня».
Крокодил-каталка. 1930. СССР
Помимо игрушек Максима Варламова на выставке — деревянные игрушки разных стран из коллекции музея. Сейчас лидирует в производстве деревянных игрушек Германия (когда-то Россия была ее единственным конкурентом), делают их и в других странах, как европейских, так и азиатских. В России есть производства, но доля их продукции на рынке крайне незначительна.
На Западе многие игрушечные производства начинались, как говорится, «в гараже». В принципе Максим мог бы организовать свое производство, хотя в России из-за бюрократических препон это вряд ли будет легко. «Никаких сертификатов у меня пока нет, мои игрушки берут сувенирные магазины, — объясняет мастер. — Но игрушки абсолютно безопасны: всё проверяю на собственных детях, делаю надежную конструкцию, которую ребенок не сможет сломать».