Крестовский крест
Питерские власти объявляют новый тендер на строительство футбольной арены
Новый скандал на стройке стадиона для «Зенита». Правительство Санкт-Петербурга не намерено пролонгировать договор на строительство арены на Крестовском острове с фирмой «Трансстрой». И объявляет конкурс на достройку объекта.
Губернатором поставлена задача закончить стройку к июлю 2016 года.
Последней каплей стало, видимо, требование руководителей «Трансстроя» втрое увеличить число занятых на стройке, что вынудило бы «арендовать» рабочих и специалистов у других частных компаний в городе. И это в свою очередь привело бы к очередному удорожанию стоимости госконтракта и работ — процентов на 15 — 20 (см. материал «ВП» за 27 августа).
Итак, к 15 сентября совместная комиссия от руководства города и представителей компании «Трансстрой» оценит стоимость незавершенных работ и уже купленных материалов. После чего объявят — хорошо, если хотя бы в этом же месяце, — очередной многомиллиардный конкурс на достройку арены. Об этом заявил вице-губернатор города Марат Оганесян после того, как побывал на стройплощадке.
— Новый конкурс состоится с вероятностью 99 процентов, — уточнил Марат Оганесян. — Хотя нас удовлетворяет в целом качество работ, но то, как договор о тендере был заключен, вызывает много вопросов и у нас, и у Счетной палаты. Однако финансирование строительства в 2014 году останется на уровне текущего и составит около 5 миллиардов рублей.
Сколько уже копий сломано вокруг арены! Субподрядчик с генподрядчиком строительства (соответственно и «Мостоотряд №19» и ООО «Инжиниринговая корпорация «Трансстрой-СПб») подали иски друг на друга в суд. Одни требовали неотработанные авансовые платежи по договору строительного подряда, другие — проценты за пользование чужими денежными средствами (всего ни много ни мало 1 миллиард 454 миллиона 523 тысячи рублей). И петербургские парламентарии возмущались по поводу грифа секретности на документах по этому делу. А в адрес прежнего генподрядчика, компании «Авант», даже обвинения в мошенничестве раздавались: в феврале этого года следователи возбудили уголовное дело, в котором фигурировала сумма ущерба в 500 миллионов рублей.
Слухи о том, что руководство города сменит подрядчика строительства арены снова, появились еще год назад, когда на стройплощадку заглянула комиссия российского правительства во главе с премьером Дмитрием Медведевым. Уже тогда Медведев сетовал: неэффективны исполнители контракта. Грязь на площадке, арматура ржавая, рабочих не хватает (в июле 2012 года их было… всего 160 человек). Тем более что в ноябре этого года срок договора с «Трансстроем» и так истекал.
В городском комитете по строительству комментировать смену подрядчика отказались. А вот в самой компании «Трансстрой», куда дозвонился корреспондент «ВП», заверили: все не так плохо. Более того, речь даже не идет о разрыве контракта.
— Марат Оганесян заявил: мол, в ноябре истекает контракт с действующим генподрядчиком, то есть с «Трансстроем». И дабы не возникло сложностей с проверками прокуратуры и Счетной палаты, чтобы действовать максимально корректно и в рамках закона, необходимо устраивать конкурс, — пояснила пресс-атташе компании по вопросам строительства стадиона Анастасия Гордеева. — «Трансстрой» — компания, которая все-таки заинтересована в том, чтобы возводить крупнейший городской объект, поэтому будет участвовать в новом конкурсе наравне с другими фирмами.
При этом в «Трансстрое» считают: если в намечающемся конкурсе победит какая-то другая фирма, это осложнит работы на арене. И даже, не исключено, окончательно сорвет сроки сдачи объекта.
— Да, это безусловно замедлит сроки строительства, — продолжила Гордеева. — Вспомним 2008 год: когда осуществлялся переход от компании «Авант» к нам, стройка стадиона остановилась на два года.
Действительно, компания, которая победит в тендере (его условия объявят в Главгосэкспертизе), за два года будет вынуждена произвести около 65 процентов работ. Хотя сейчас вялотекущее строительство на Крестовском идет — монтируется, в частности, железобетонный мост над выкатным полем, осуществляется бетонирование стадионной чаши. Ведь капитальные работы на «Зенит-арене» по-прежнему планируется завершить в конце 2015-го — начале 2016 года, а благоустройство прилегающей территории — в 2017-м.
Кстати
Стадион «Зенита» — до сих пор еще не самый дорогой по стоимости в мире. «Уэмбли» в Лондоне отгрохали за 889 миллионов фунтов стерлингов (это примерно 45,5 миллиарда рублей). Но если так пойдет и дальше, скоро наш стадион перебьет этот рекорд (нынешняя смета — около 37 — 38 млрд. руб.).
А вот по срокам долгостроя с ареной на Крестовском (ломать старый стадион начали в 2006 году) разве что крытый манеж для конников может сравниться — в Ленинграде на Белградской улице, и то лишь потому, что он так и не был достроен за 25 лет. Но даже грандиозный древнеримский Колизей, в котором применялись уникальные по тем временам технологии, в частности раздвижная крыша, возвели за восемь лет.
В Казани футбольный 45-тысячник ко Всемирной универсиаде возвели всего за пару лет. Итоговая смета там составила 13,5 миллиарда рублей при первоначальной цене госконтракта 7,5 млрд. рублей.
Мнение
Можно и быстрее, и дешевле
Ведущий спортивный архитектор Петербурга Александр Синюрин убежден: если перенести футбольную арену для «Зенита» с Крестовского острова на Ржевку, на Парнас и даже в Стрельну и уже сейчас начать работы по анализу грунтов, конструкций — с «нулевой» отметки, можно возвести ее аж за 15 месяцев. Но разумеется, не 68-тысячник, как задумали у нас, а 45-тысячник, как в Казани. И притом смета расходов составит всего 10 — 15 миллиардов рублей.
— Разумеется, от кровли можно отказаться — везде в мире просто делают козырек над трибунами. А раздвижная крыша, выкатное поле — это «распиливание» средств, — убежден Александр Александрович. — Опыт показывает: будет использоваться лишь 0,3 процента полезной площади: какой-нибудь винтик сломался, исчез — все, конструкция встанет. Вот вам пример: в Детройте на арене для бейсбола оборудовали открывающийся-закрывающийся купол, который так, по-моему, ни разу и не использовался.
Комментарий
Ситуация, сложившаяся на Крестовском, беспокоит многих неравнодушных к футболу людей. И по иронии судьбы именно в тот год, когда сносили стадион имени Кирова, в Германии состоялся чемпионат мира, на котором комментатором трудился Геннадий Орлов.
— На меня тогда очень благоприятное впечатление произвел стадион в Лейпциге, который и выглядел красиво, и органично вписывался в исторический песчаный холм, — поделился телекомментатор с корреспондентом «ВП». — Срывать его им не потребовалось. Молодцы, ребята! А наш стадион нужно было отдавать иностранцам. Давно бы уже все было построено, и за приемлемые деньги. Но мы же захотели построить сами, своими силами, а точнее, как выяснилось позже, силами гастарбайтеров из Молдавии и Таджикистана. Но хотелось бы, чтобы проект довели до конца, чтобы на новом стадионе была такая атмосфера, как на хоккее. В Ледовый ходят семьями, а на футболе такая культура боления утеряна. Но если будет комфортно и удобно, семьи вернутся на трибуны.
Метки: Строительство Из первых рук Финансы
Важно: Правила перепоста материалов