Газета выходит с октября 1917 года Saturday 20 июля 2019

Кровавое воскресенье на картинах современников

В Музее политической истории открылась выставка «Революция глазами художника» — к 110-летию Первой русской революции

Сто десять лет назад, 7 октября, началась всеобщая политическая стачка в России, бастовали даже Госбанк и министерства. Уже позади было Кровавое воскресенье, Цусима, броненосец «Потемкин»... А через 10 дней Россию ждал царский манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», впервые вводящий гражданские свободы, законодательную власть Думы и ограничивающий монархию.

Всегда кажется в такие роковые моменты, что время замерло. Мы сто лет спустя знаем, что этим история не кончилась, что непримиримая борьба продолжалась, что градус ее повышался и ставки росли. Но современники — они были сосредоточены на настоящем. Кто-то испытал эйфорию. Кто-то — ужас от потоков крови. Кто-то — страх от того, что пошатнулся незыблемый порядок...

Существовало когда-то поверье, что в глазах убитого можно увидеть застывшее навсегда изображение убийцы. Вот что-то похожее делалось и тут руками художников: фиксировался катаклизм, фиксировались эмоции — и в основном, конечно, это была ярость от невероятной несправедливости и жестокости действий властей. До нас эти замороженные переживания донесены даже, может быть, сильнее, чем текстами — живописными и графическими работами тех лет, картинами, рисунками, открытками. Хороша она была или нет — старая Россия кончалась, и в этом участвовали, по-своему, все люди, составлявшие ее.

Тут в двух залах музея собраны основные сюжеты революции. На нас, наверное, сильней всего действует «Кровавое воскресенье» — произошедшее на улицах Петербурга. От известнейших художников — до совершенно забытых, найденных в запасниках музея.

— Расстрел мирной демонстрации возмутил общественность. Это дало резонанс в искусстве, — говорит автор выставки, научный сотрудник научно-выставочного отдела Василиса Музыченко. — Очевидцем этих событий явился сам Владимир Егорович Маковский. Он оказался на Среднем проспекте Васильевского острова, видел, как полицейские расстреливают рабочих, и попытался это запечатлеть сначала в этюдах и эскизах. Сама работа «9 января 1905 года на Васильевском острове», к сожалению, не поместилась на выставке. 

Рассказывают, что один из студентов Академии художеств пришел к Маковскому и сообщил, что студенты объявляют забастовку. Маковский ответил: «Я, батюшка, если бы был молод — так же действовал бы. Но возраст — и я могу выразить свой протест только так». Работы эти не выставлялись в царской России — первая выставка состоялась в 1920 году.

В витринах — сатирические радикальные журналы того времени, которые расцвели ярко и во множестве — «Пулемет», «Бурелом», «Жало», «Адская почта», «Жупел», «Будильник». В них — великолепная графика. Вообще любое агитискусство, как правило, дизайнерски талантливо, а уж пропаганда Серебряного века — невероятно красивая и утонченная пропаганда. 

Вот репродукция серовской «Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава?» — Валентин Серов был свидетелем Кровавого воскресенья и в знак протеста отказался от почетного звания действительного члена Академии художеств. Тут же другие знаменитые современники — Кустодиев, Грабовский, Лансере. Их сопровождают тексты, множество записок, мемуаров, документов эпохи. От дневника Николая II до воспоминаний эсера Зензинова.

А еще — работы советского времени (которых, конечно, накопилось множество за годы, что музей был Музеем революции). И их тоже интересно изучать. Наблюдать, как живые непосредственные наблюдения-репортажи постепенно замещаются идеологией, канонизированными героями в гордых позах, как происходит мифологизация событий. Это не менее ценно.

Но, пожалуй, ценней всего напоминание о том, чем кончается бездарная политика правительства, способного только на рефлекторное сжатие челюстей. После избиений и расстрелов все равно оказывается, что свободу приходится дать народу.

Для посетителей выставка открыта по 30 ноября.

↑ Наверх