Крузенштерн готовится покорить балтийские просторы
В центре помощи тюленям ГУП «Водоканал» в Репине выхаживают 28 пациентов
Ластоногие дают знать о себе уже на подходе к реабилитационному пункту — из приоткрытых окон небольшой 2-этажной клиники вовсю раздаются гортанные позывные. Все в нескольких комнатах здания не помещаются, и часть больных содержат в специально оборудованном ангаре — там тоже истошное перекликивание. Первый новорожденный поступил сюда 14 марта. Последний — всего несколько дней назад. Есть вероятность, что в большой компании будет пополнение, хотя в целом сложный сезон окончен. Спасти и выходить удалось почти всех. Отпускать на волю первых найденышей начнут в конце апреля.
Серых тюленей в центре — 22. Те, кто почти поправился, содержатся в специально оборудованном ангаре.
В бассейне с холодной водой содержатся те, кто первый в очереди на выписку.
Нерпы — кошки и тюлени — собаки
Глядя на это внушительное сборище крепеньких, как бревнышки, упитанных ластоногих, сложно представить, что выжили они только чудом. Финский залив подтаял в нынешнем году рано. Во время штормов льдины с матерями и детенышами разметало. Десятки и десятки щенков погибли — замерзли, утонули. А кого-то прибило к берегу и его нашли люди.
— Мы знали, что это будет непростая весна, — рассказывает руководитель центра реабилитации Вячеслав Алексеев. — С середины марта к нам пошел вал звонков. Иногда приходилось выезжать по 2-3 раза на места за сутки. Тюленей находили в Кронштадте, Стрельне, Сосновом Бору, Сестрорецке, в самом Петербурге в Неве. Возраст щенков был от нескольких дней до нескольких недель. Все были крайне истощены.
Большинство питомцев — целых — 22 серые тюлени. По словам Вячеслава, эти животные имеют сильнейшую мотивацию к жизни. В отличие от тех же нерп, которые в критических ситуациях просто сворачиваются калачиком и не двигаются, тюлень, даже двух дней от роду, будет ползти и звать на помощь, пока будут силы. Именно поэтому нынче их находили и в лесах, и под дорогами в паре километров от кромки воды.
Балтийских кольчатых нерп сейчас в центре — шесть. А вот их соседей-сородичей — ладожских нерп — ни одной (в прошлом году в центре содержалось три ладожские нерпы). Что, к сожалению, говорит об одном: в недавних нещадных ураганах над озером надежды на спасение у младенцев не было.
В бассейне с холодной водой содержатся те, кто первый в очереди на выписку.
Детеныш редкой балтийской нерпы. В Финском заливе их осталось не больше 200, а после нынешней экстремальной весны, вероятно, еще меньше.
О беглецах и альфа-самцах
Жизнелюбы серые тюлени содержаться в отдельных корытцах—ваннах.
— Это Крузенштерн, — рассказывает зоолог Елена Андриевская, показывая на одного такого, пятнисто-бурого, с любопытствующим взглядом. — Иван Федорович! Один из наших первых. Его мы нашли 15 апреля. Он был только что из материнском утробы, практически с молоком на губах. И весь в нефтяной пленке! Удалось отмыть его, предотвратить интоксикацию организма. Сейчас он почти здоров. Крузенштерном назвали его в честь одноименного ледокола, моряки которого и обнаружили щенка на территории Кронштадтского завода.
Другого предварительно назвали Дорожником. Его нашли под дорогой, возле Приморского шоссе, в отбойнике разделительной полосы.
— Когда он оказался в реабилитационном центре, он так по-человечески, глубоко и облегченно вздохнул, как будто оказался дома, — продолжает Елена. — Это очень тронуло. Хотя сейчас он имеет склонность к побегу. Однажды выкарабкался из глубокой ванны, из которой до него никто никогда не вылезал.
Спокойную дружелюбную самку зовут Аврора.
— А ее нашла женщина с коляской, в Сосновом Бору. Малышка лежала на пляже и не шевелилась, сил уже не осталось. Когда прибыла в центр, то постоянно просила ласки.
Брутально-черный, с мохнатыми блестящими усами — Тотлебен.
— Это альфа-самец, — объясняет зоолог. — То есть, лидер. Все самцы черного окраса являются агрессивными и доминантными.
А вот шестерка балтийских нерп содержится в отдельном карантинном помещении, куда вход имеют только сами ветеринары. Более того, в отличие от тюленей, похожих по характеру на собак, независимые и капризные нерпы (смахивающие на кошек) гостей не жалуют.
Кстати, есть вероятность, что скоро в компанию к кольчатым поступит еще один пациент — в районе Стрелки Васильевского острова и Летнего сада несколько дней подряд петербуржцы замечают плавающую маленькую нерпу. Поймать ее нет возможности. Но есть надежда, что она сама выберется на сушу.
Специалисты центра реабилитации ветеринар Вячеслав Алексеев и зоолог Елена Андриевская: на кормление уходит основная часть времени.
Специалисты центра реабилитации ветеринар Вячеслав Алексеев и зоолог Елена Андриевская: на кормление уходит основная часть времени.
Кормление — это борцовский спарринг
О том, как прошел пик сезона, ветеринары рассказывают с юмором.
— Сначала было очень тяжело, — говорит Елена Андриевская. — Да, мы ждали, что будет много работы. Но не думали, что столько! Первое время спали по несколько часов в сутки, не ели. А пациенты все прибывали и прибывали. Все — в тяжелом состоянии. Потом привыкли — сначала ведь всегда трудно, даже если содержится только один больной. И нашлись помощники-энтузиасты, которые самостоятельно привезли к нам несколько тюленей. Сейчас все пациенты окрепли. Продолжаем откармливать.
Процесс кормежки, кстати, — довольно любопытное зрелище.
Тех, кто еще не научился самостоятельно заглатывать рыбу, поят раствором регидрона (он снимает обезвоженность организма). Чтобы напоить спасительной влагой питомца, его нужно поймать и положить на спину, животом кверху. Со стороны это напоминает борцовский спарринг. Вячеслав Алексеев забирается в корытце и принимается натурально бороться с ластоногим, норовя накинуть ему на голову полотенце.
— У нас только одна нерпа сообразительная, понимает, что для ее же блага стараемся, не сопротивляется, — объясняет он. — Все остальные бросаются в бой, у кого-то уже приемы выработаны, и их так просто не повалить.
Прежде чем напоить регидроном — животное нужно «победить».
Прежде чем напоить регидроном, животное нужно «победить»
Несмотря на то, что детеныши — совсем юнцы, взрослому человеку справиться с ними не просто. Весят они уже прилично — под 20 килограммов. Имеют острые, как бритва, зубы. Впрочем, минута—другая противостояния — и тюлень на лопатках. В рот ему вставляют трубку, по которой в глотку поступает жидкость.
— Недолго осталось мучиться, — смеется Алексеев. — Скоро они сами научатся брать рыбу из рук. А потом — из воды. На конечном этапе посадим их в адаптационные бассейны, где они будут содержаться в изоляции, чтобы отвыкнуть от человека.
— А не жалко будет расставаться? — интересуюсь.
— Жалко, конечно. Хотя на этот раз уже у нас будет вздох облегчения!..
Серых тюленей в центре — 22.
Справка «ВП»
В акваториях вокруг Санкт-Петербурга обитают три вида тюленей.
Серый тюлень. Ладожская нерпа. И балтийская нерпа, численность которой оценивается в настоящее время всего в 200 особей.
Одной из целей создания центра реабилитации было как раз сохранение балтийской нерпы. Напомним, что если вы увидите нерпу или тюленя на берегу, необходимо позвонить по телефону 699-23-99 (телефон работает круглосуточно).
Ластоногие готовятся покорять Балтийские просторы
В центре помощи тюленям ГУП «Водоканал» в Репине выхаживают 28 пациентов. 22 из них — детеныши серого тюленя, 6 — балтийской нерпы.
Фото предоставлены пресс-службой ГУП «Водоканал»