Газета выходит с октября 1917 года Sunday 22 декабря 2024

Крузенштерн отправился в родную стихию — Финский залив

Корреспондент «Вечёрки» вместе с сотрудниками центра реабилитации ластоногих «Водоканала» принял участие в выпуске на волю детенышей серого тюленя

Это пятый массовый тюлений выпускной — на свободу отправились сразу восемь выхоженных людьми животных. За 4 месяца лечения в Репине они полностью восстановили иммунитет, набрали нужный вес — 40 — 50 килограммов, научились самостоятельно заглатывать рыбу. Местом отправки детенышей в свободное плавание традиционно стал Кургальский заповедник.

«Станет удачной охотницей»

Нынешняя команда — самые задержавшиеся пациенты. Те, кто дольше всех шел на поправку. Причина тому — хандра, переживания, а то и просто нежелание адаптироваться в новых условиях. Сыграла свою роль и экстремальность нынешнего сезона — с середины марта до конца апреля в центр поступило 29 ластоногих (для сравнения: в прошлом — пять), рук на всех не хватало, привычный 2-месячный курс лечения пришлось растянуть почти вдовое. Впрочем, с недугами справились все. Восьмерка репинских «старожилов» сегодня — это упитанные существа, которые не сидят на месте и в знак хорошего настроения бьют ластой.

— Шуструю Бианки нашли в Лебяжьем, — рассказывает про выпускников специалист центра, ветеринар Вячеслав Алексеев. — При поступлении она пережила сильный стресс, начала линять раньше времени и имела самый колоритный вид — серая шерстка с торчащими в разные стороны бельковыми перьями. Скоро она обнаружила на редкость строптивый характер. На воле Бианки, скорее всего, окажется удачной охотницей.

Щенок Сбор, по словам Вячеслава, попал в центр последним — 28 апреля. Он был хорошо раскормлен мамой — весил 20 кг. Однако, судя по всему, не очень удачно начал самостоятельную жизнь — вокруг его шеи кровоточила опоясывающая рана от рыболовецких сетей, в которых нередко запутываются неопытные животные. Самое интересное, что Сбор оказался единственным, кто безропотно позволял специалистам проводить все необходимые медицинские процедуры и за все время ни разу не огрызнулся и не укусил зоологов.

Еще один найденыш — легендарный уже Крузенштерн, которого нашли на территории Кронштадтского завода всего перепачканного в нефти! Интоксикацию организма новорожденного удалось побороть. А вот отучать малыша от человека пришлось долго: он до последнего принимал сотрудников центра — Вячеслава Алексеева и Елену Андриевскую — за своих родителей и пытался облизывать их коленки...

«На воле друзья расстаются»

На дорогу от Репина до безлюдных кургальских берегов, что практически граничат с Эстонией, уходит 4 часа. Заповедник — оптимальное место для выпуска. Браконьерских сетей нет. Рядом — Кургальская гряда, на которой тюлени могут устраивать свои залежки. Дальше, в открытом море, — острова Мощный, Малый, Сескар, еще десятки архипелагов. 

Выгружаемся. Каждый детеныш сидит в отдельной пластмассовой клетке. В нос ударяют богатые морские ароматы. Кто-то тревожно зыркает черными влажными глазами. Кто-то беспокойно расшатывает свой передвижной дом. Кто-то недоверчиво сворачивается в клубок.

Выставляем клетки в ряд, напротив воды. Мне, как старому знакомому центра реабилитации, зоологи доверяют выпустить на волю одного из щенков — Крузенштерна! Признаться, волнение охватывает меня не меньшее, чем, вероятно, ластоногого, который слегка подвывает.

— Все готовы? Выпускаем! — командует Алексеев.

Поднимаем задвижки, отворяем дверцы, откуда тотчас высовываются усатые мордочки.

Никаких спринтерских стартов в воду не следует. Все восемь серых поводят носами, щурятся навстречу солнцу, крутят головами, глядя друг на друга и на простирающееся синее неизвестное.

Наконец несколько толчков-шагов делает шустрая Бианки. Покрутившись на месте, она плюхается в море, дрожит всем телом и ныряет. Минута-другая — и ее уже не разглядеть на горизонте...

— Вперед, — подбадриваю Крузенштерна.

Он смотрит на меня, задумчиво замирает, потягивая носом воздух.

Рядом выбирается на сушу его товарищ — Риф: они вместе содержались в адаптационном бассейне. Заметив друг друга, приятели ободряются. И, подталкивая друг друга, начинают осторожное движение вперед.

Рядом двое неразлучных — флегматичный Выборг и веселая Барабулька. Они начали общаться через стенку, когда еще жили в индивидуальных боксах. Позже вместе адаптировались в бассейне, делились друг с другом рыбой...

— На воле друзья всегда расстаются, — говорит знающий Алексеев.

Барабулька спешит к воде. Оглядывается: «Ну, что же ты?». Выборг укладывается на камень. Подруга забирается в воду, ныряет, возвращается. Выборг не спешит. «Счастливо», — как будто говорит Барабулька и скрывается в волнах...

Самый трудный день

На то, чтобы все восемь отправились в родную стихию, уходит около часа. Кто-то дезориентирован и не понимает, куда ползти. Кого-то разморило за долгую дорогу.

— Этот день у них будет самый трудный и самый интересный, — объясняет Алексеев, стоя у пустых раскрытых клеток. — Потихоньку освоятся. Станут пробовать опускаться на глубину. Реагировать на движущиеся предметы — добычу. Начнут с того, что под рукой, — ершей, окуней, моллюсков. Со временем перейду на привычную пищу — судака, сига, салаку. Переночуют или в воде, на ходу, или на каменных грядах...

Очередной этап работы завершен. В центре реабилитации осталось семь последних пациентов. Один серый тюлень — самый маленький, которому дольше всех нужны был уход и помощь. Одна ладожская нерпа. И пять детенышей балтийской нерпы. Последний выпускной в этом году состоится в среду, 16 июля. Авральный сезон-2014 можно будет объявить закрытым.

Справка

Текущий год стал переломным в работе центра реабилитации. Именно в этом сезоне было принято решение о кардинальном изменении работы с пострадавшими ластоногими. Так, летом в Репине начнется реконструкция, итогом которой станет создание обновленного реабилитационно-исследовательского центра по работе с морскими млекопитающими. Для вновь поступивших животных построят карантинный блок с герметичными боксами, медицинское отделение, операционную, диагностический кабинет. Центр сможет принимать до 40 животных. Кроме того, начнутся полевые исследования ластоногих, в первую очередь исчезающего эндемика — балтийской кольчатой нерпы (численность ее сейчас — не более 200 особей). Во время экспедиций будут вестись ее учет, изучение, определяться формы угроз. Есть вероятность, что благодаря этой деятельности популяцию редкого животного удастся вывести из-за критической черты. 

Телефон центра реабилитации «Водоканала» — 699-23-99.

Фото автора и предоставлено ГУП «Водоканал»
↑ Наверх