Газета выходит с октября 1917 года Sunday 19 мая 2024

Крылья узнаю твои, этот священный узор

До 10 августа Музей В. В. Набокова приглашает на выставку «Бабочка» членов Санкт-Петербургской академии современного искусства бессмерт­ных и приглашенных художников.

Известно, что Владимир Набоков не только любовался бабочками, но и занимался ими как ученый. В память о писателе петербургские художники создали произведения самых разных жанров на тему бабочки — в основном специально для проекта. «Многие задумались о том, что такое бабочка, только готовясь к выставке, — сказала на церемонии открытия директор Музея В. В. Набокова Татьяна Пономарева. — Бабочка — единственное в природе существо, переживающее полную метаморфозу. Набоков говорил, что мы — гусеницы ангелов. Недаром в греческой мифологии Психею, олицетворение души, изображают с крыльями бабочки». Автор проекта Феликс Волосенков обратил внимание на то, что, хотя в небольших выставочных помещениях выставлены работы 41 автора, «нет ощущения тесноты — выставка получилась прозрачной». Еще художник добавил, что видит в гусенице… образ художника: «Знаете, как делают шелк? Гусениц шелкопрядов выпускают на листья, они сразу начинают есть, и в какой-то момент, неизвестно почему, вместо экскрементов начинают выделять шелковую нить. Нить становится коконом, его убивают в кипятке и раскручивают — так и художник «раскручивается» после смерти. Но не все гусеницы дают шелк, и это тоже образы художников, которые — все разные».

Александр Загоскин.


Единственное требование, которое выдвигалось, — должна быть или вертикальная работа, или ряд работ, которые можно расположить по вертикали. Это — символ стремления души ввысь. «Мы специально решили отказаться от названий, на этикетках — только фамилии художников, а любую работу здесь можно назвать «Бабочка», — объяснил Феликс Волосенков. Хотя многие работы посвящены не впрямую бабочкам. Например, Алексей Гавричков изобразил Рождествено — село, где сохранилось имение Набоковых, а картина Елены Фигуриной вообще-то называется «Лазарь»: «Ну, это другая бабочка, — нимало не смущаясь, комментирует Волосенков. — Идея погребальных пелен как кокона, из которого появляется жизнь, то есть воскресший Лазарь. Очень показательная работа Леонида Колибабы — икона в развитии, явление духа из материи». В серии, созданной Колибабой, в самом низу расположена просто доска, выше — различные этапы исполнения иконы, а на самом верху — готовая икона Спасителя. Но отнюдь не все художники осмысляли тему бабочки в высоком, тем более библейском ключе, — вот Борис Зинкевич увидел бабочку в виде… бабы, а проще — голой женщины. Есть и простые, буквальные изображения бабочек — разумеется, очень красивые.


Notice: Undefined offset: 0 in /var/www/vhosts/vppress.ru/application/modules/default/views/helpers/Author.php on line 37
Фото: Кириллина Татьяна

Метки: Не пропусти! Музейное дело Выставки

Важно: Правила перепоста материалов

↑ Наверх