Газета выходит с октября 1917 года Sunday 19 января 2025

Ксения Раппопорт: В годы обучения Вениамин Михайлович называл меня «кровососущей студенткой»

Актерской мастерской легендарного Вениамина Фильштинского исполняется двадцать пять лет

Тяжело сосчитать всех заслуженных, народных и просто талантливых и одаренных артистов, которые вышли из рук маэстро. В честь этого юбилея Учебный театр «На Моховой» открывает свои двери для встреч с его выдающимися учениками в форме диалогов с мастером. 22 ноября о профессии, студенчестве, карьере в кино и благотворительности рассказала Ксения Раппопорт — заслуженная артистка России, одна из самых талантливых и красивых женщин в современном кинематографе.

Ксения оказалась очень талантливой ученицей.

В начале встречи Вениамин Михайлович со смехом вспоминал о двойном поступлении Ксении в Театральную академию: «Она рекордсмен по поступлению, приходила два раза и оба раза поступила. Причем во второй раз проходила все испытания сначала, без каких-то послаблений». Отметил ее упорство и рвение в профессии, ее небывалый перфекционизм: «Ее требовательность в обучении меня изматывала». На что Ксения вспомнила, что Вениамин Михайлович называл ее «кровососущей студенткой».

«Не играть текст, не играть персонажа, не играть друг с другом, а играть смысл и тему, говорить с помощью спектакля. Говорить со зрителем, о чем хочется с ним поделиться, — вот самое главное, чему научила меня школа», — определила Ксения. 

На что из зала прозвучал вопрос: «Методика обучения дает возможность артисту, думая изнутри, меньше загружать себя штампами. Но как не сбиться с верного пути и не поддаться им? Существует ли у вас внутренний маятник, который вам подсказывает, что вы повторяетесь?»

Ксения объяснила: «Если ты отпускаешь себя на сцене на какую-то тему, то ты всегда рискуешь. Наверное, должны быть какие-то средства, которые тебя подстрахуют, если в эту секунду тебя не обуяло безумное вдохновение. Зрителей нельзя делить и давать одним больше, чем другим. Они не должны зависеть от твоего настроения, вдохновения и других личных моментов. За билеты все платят одинаково. В театре у меня такого никогда не бывало, но вот в кино бывали случаи, когда приходилось прибегать к «коровьему взгляду». Его можно потом смонтировать под любовь или нечто подобное. Вообще, мне кажется, совершенно незаштампованных артистов не существует».

По ходу встречи у зрителей была возможность посмотреть несколько вырезок из спектаклей и фильмов с участием Ксении. Начиная от забавных студенческих этюдов, где она изображает алкоголичку, спящую в метро, до сцен из фильма «Незнакомка» Джузеппе Торнаторе, где Ксения бегло говорит на итальянском и блистает эмоциональностью, ничуть не уступая итальянским актерам. 

Конечно, не обошлось без вопросов о благотворительной деятельности артистки. Присутствующих интересовало, как это влияет на ее жизнь. Ксения рассказала: «Да, я являюсь попечителем фонда, который занимается очень редкой и страшной генетической болезнью, детьми, которые рождаются без кожи. Это мне помогает, прежде всего, переживать какие-то тяжелые моменты в своей жизни, потому что я понимаю: все не так страшно по сравнению с ситуацией тех, кому мы пытаемся помочь. Благотворительность — это не то, за что целуют руки, это должно прививаться с детства и войти в привычку».

Возвращаясь к теме актерской профессии, Ксения с иронией заметила: «Я в каком-то смысле ненастоящая артистка, обыватель, как мне в шутку однажды сказал Вениамин Михайлович. Я знаю много актеров, которые уже с утра существуют в образе своего персонажа. Но у меня, к сожалению, нет такой возможности. Думаю, я очень напугала бы своего ребенка, если с утра начала бы ее будить в виде Иокасты из спектакля «Эдип». 

Когда смех в зале стих и подошло время подводить итог встречи, Ксения поделилась со зрителями своей формулой успеха в профессии и той мыслью, о которой она всегда помнит, выходя на сцену: «У артиста должна быть такая же реакция на зрителя, как у Татьяны на Онегина, то есть полный восторг!»

↑ Наверх