Кто боится рыбы?
На борту ледокола «Красин» (угол наб. Лейтенанта Шмидта и 22/23-й линии В. О.) до конца февраля открыта выставка графических работ архангельской художницы Екатерины Седачевой «Морем живем»
Выставка организована совместно с Соловецким морским музеем, с которым Екатерина сотрудничает много лет.
Екатерина Седачева живет в селе Пертоминск Архангельской области, мечтает о восстановлении тамошнего монастыря. Екатерина — профессиональный художник, образований у нее даже несколько: окончила училище по специальности «резьба по кости» в селе Ломоносово, Абрамцевское художественное училище. Владеет техниками резьбы по кости, графики, батика. Но взгляд ее настолько своеобразен, она так держится своей темы, что, если не знать, можно подумать, что Екатерина — талантливый художник-самоучка. Хотя самоучкам, конечно, вряд ли свойственна такая тонкость, выверенность каждой детали.
Кто рыбы боится, тому ее не поймать.
Море для Екатерины — мир, населенный живыми кораблями, огромными, как дом, чайками и рыбами и крошечными людьми. Собственно, именно на берегу моря, особенно сурового — Белого, человек ощущает себя незначительной песчинкой. Любит Екатерина и разнообразную морскую живность: нерп, котиков. Жизнь на суше в этом мире — это все равно жизнь у моря, даже дороги напоминают волны («Узоры северных дорог»), а города выглядят какими-то затопленными Китежами. Ну, а волны напоминают дороги, потому что моря художница не боится.
Для подписей к своим картинам Екатерина использует пословицы, причем не только северные и не только русские, а всякие, даже африканские. Вот, например, английская: «Кто боится рыбы, тому ее не поймать», вот польская: «Плавание без ветра — что жизнь без любви», а вот финская: «По морю дорога прямей, по суше — спокойней». А если пословицы подходящей нет, придумывает сама: «На восьми ветрах да на всех подветерьях у моря живем, привыкли», «Морем живем — ему и песни поем». «Вы словно сказку рассказываете…» — «Да, все время что-то сочиняю про себя», — признается художница. А на вопрос, повлияли ли на нее северное народное искусство, отвечает: «Конечно, повлияло, но копировать я не умею и не люблю, вот и придумываю всё сама».
Время, когда корабли становятся листьями.