Газета выходит с октября 1917 года Monday 23 декабря 2024

Кто дух зажег, кто дал мне легкость крылий?..

Музей истории города приглашает подняться на колокольню Петропавловского собора

Собственно, знаменитая экскурсия «Три века над городом» — не новость. Премьера ее была, помнится, весной 2008 года, когда корреспонденты «ВП», по дурости явившиеся в туфлях на шпильках, карабкались по старым деревянным ступеням на колокольню Петропавловского собора — на высоту 42 метра. Но экскурсионный маршрут, ставший невероятно популярным и у горожан, и у туристов, склонных к экстриму, каждый сезон немного обновляют, дополняют. Наученные горьким опытом, в этот раз мы позаботились об удобной обуви, что искренне советуем сделать всем. Что же нового предлагают музейщики в этом сезоне? 


Об этом рассказала нам Надежда ГЛОТОВА, старший научный сотрудник Музея истории Санкт-Петербурга. Главная новинка — чердак. Зайти туда, правда, нельзя, можно только рассматривать его через стеклянную дверь. Но в этом, поверьте, есть своя романтика: мы будто видим прошлое, как говорил апостол Петр, словно сквозь тусклое стекло — сквозь толщу трех веков, прошедших с той поры, когда Доменико Трезини явил миру свое гениальное творение. 

«Мы показываем предметы, которые были найдены на чердаке 100 лет назад, — рассказала Надежда Глотова. — При помощи вот этих блоков когда-то поднимали колокола на нижнюю звонницу. Сама сцена подъема пятитонного колокола запечатлена была в 1905 году петербургским фотографом Карлом Буллой. Увеличенная копия знаменитого снимка тоже впервые выставлена сейчас на колокольне». 

Идем выше. На ярусах можно видеть старинные чертежи и фотографии, копию знаменитой зубовской «Панорамы Санкт-Петербурга» 1716 года, модель реконструкции Петропавловского собора 1733 года, копии чертежей металлического шпиля, выполненные Дмитрием Журавским. И — чудо чудное — металлический каркас и поворотный механизм ангела того времени. 

Он в точности повторяет силуэт нынешнего своего «коллеги», летящего над городом, и кажется, что это ангел оставил на старых стенах свою тень. Ангелы бесплотны, но вес позолоченного небесного защитника весьма внушительный — 750 кг, рост — 3,2 м, размах крыльев — 3,8 м. Строго говоря, его нельзя назвать флюгером, хотя при сильном ветре он поворачивается. 

Надежда Глотова обращает внимание на рисунки, запечатлевшие подвиг, совершенный крестьянином Петром Телушкиным. Этот удивительный человек в 1830 году отремонтировал фигуру ангела, поднявшись на шпиль колокольни... без лесов! 

А вот «блокадный» уголок, рассказывающий о том, как маскировали золотой шпиль в годы войны. Надеть на него чехол, согласно расчетам, было невозможно, но надо было приглушить его золотое сияние, служившее ориентиром для фашистов. Решено было покрыть шпиль серой краской. Как впоследствии вспоминал один из четырех молодых ленинградцев, маскировавших шпили и купола, Петропавловку красили уже зимой, в страшные морозы. Благодаря альпинистам золотой шпиль растворился в сером ленинградском небе. 

Надежда Михайловна рассказывает о той важной роли, которую ангелы играют в облике и мифологии Петербурга: «По легенде, наш город охраняют три ангела: наш, золотой; бронзовый, венчающий Александровскую колонну на Дворцовой площади; и серебряный, стоящий на куполе собора Святой Екатерины на Васильевском острове. Он сейчас реставрируется, но, надеюсь, скоро займет свое место. Пока эти три ангела стоят на месте, с Петербургом не случится ничего плохого». 

Очень хотелось бы увидеть лицо золотого ангела вблизи, но, увы, экскурсионный маршрут заканчивается на колокольной площадке, расположенной на высоте 42 метра. 

Позабавил новый экспонат, дополнивший историю реставраций колокольни: бутылка из-под лимонада, завернутая в перчатку и спрятанная в обшивку скульптуры ангела. В ней записка, оставленная молодыми реставраторами и датируемая 1957 годом, обнаруженная лишь в 1991 году. Вот что они написали, обращаясь к потомкам: «Работа сделана плохо, так как начальство не заботилось о нас. Платили мало». Как видно, начальство одинаково во все времена. А вот о молодых рабочих, думаю, позаботился ангел. Ведь случись так, что записку обнаружили бы в то время, не избежать им больших неприятностей. 

 Коллеги увлеченно слушают экскурсовода, а я не могу оторвать глаз от захватывающей дух панорамы, которая открывается отсюда. Акватория Невы, Дворцовая набережная, Ростральные колонны, Исаакиевский собор… Несмотря на усилия власть имущих по уничтожению исторического центра, небесной линии, садов, город, простирающийся внизу в перламутровом сиянии пасмурного дождливого неба, по-прежнему так прекрасен, что ради счастья увидеть его, поверьте, стоит преодолеть страх высоты. 

Фото Натальи ЧАЙКИ
↑ Наверх