Газета выходит с октября 1917 года Sunday 28 июля 2024

Кто отважный капитан — тот следит за яхтой сам

Наши суда залиты пеной и затонуть не могут в принципе, уверяют владельцы

Лето продолжается, да и теплая осень у нас еще впереди, а значит, можно долго предаваться любимому развлечению петербуржцев и туристов: катанию на катерах и теплоходиках по рекам и каналам. Насколько это удовольствие все же сегодня безопасно, попыталась выяснить наш обозреватель Марина ГЛЕБОВА.
Подействовала ли недавняя катастрофа «Булгарии» на наших судовладельцев? Что изменилось в их действиях и изменилось ли что-то вообще? На вопросы «ВП» отвечают два капитана. Один катает народ только по Неве и каналам, другой — регулярно выбирается еще и в залив и на Ладогу. Андрей ШУМАРИН, директор судоходной компании, заявляет, что ему скрывать нечего и в безопасности своих судов — а их у него десять — он полностью уверен. Ну а другой — хозяин небольшой прогулочной яхты — решился на интервью только на условиях полной анонимности. Так его и назовем — мистер Икс.

 

Чтобы катание по рекам и каналам было безопасным и комфортным, суда должны быть в порядке, а команда — профессиональной. . Фото: автора

 

Трясут как грушу
— Андрей, считается, что после таких значимых событий должно что-то резко меняться. Скажем, забота о безопасности пассажиров, о квалификации экипажа, о техническом состоянии судов...
— Видите ли, на прогулочно-экскурсионных судах, которые катают народ по Неве и каналам, такого, как на «Булгарии», произойти не может. Наши суда совсем иной конструкции. Они плоскодонные, отсеки под палубой разделены переборками и заполнены специальной пеной, что делает судно непотопляемым. Район плавания наших судов — Нева, рукава Невы и каналы. Здесь причалы через каждые 50 метров, движение оживленное, никто не дал бы людям утонуть. К тому же на всех судах есть круги и достаточное количество спасательных жилетов. Капитаны, естественно, тоже опытные.
— А на заливе? Ведь там причалов нет...
— Наши суда в залив не ходят — по конструкции не предназначены. Там плавание на несколько порядков сложнее. Нужно хорошо знать фарватер, чтобы не сесть на мель или не напороться на подводные сооружения. Винт может снести запросто даже на маломерном катерке. На Ладоге другая опасность — ветер, волны. Я не советовал бы туристам отправляться в залив или Ладогу на судах, которые не имеют права на пассажирские перевозки. Хотя это случается здесь сплошь и рядом. Заглянешь на такой кораблик, а в нем все переборки сняты. Как скорлупа: малейшая пробоина — и он на дне, ничего не спасет.
— Вот я — мама с детьми — хочу покатать семейство в последние теплые деньки. Как отличить, куда можно садиться, а куда лучше и носа не совать?
— Сторонний человек в состоянии судна никогда разобраться не сможет. Единственный для него ориентир — включение того или иного судна в Российский речной регистр. Потому что право на пассажирские перевозки имеют только внесенные в него суда. Это гарантия того, что у компании есть лицензия, все сертификаты и технические осмотры. Регистровый номер написан на борту судна и состоит из букв СЗ и четырехзначного числа. Если перед номером стоит буква Р и имеются обозначения типа ЛЖ, ЛМ, ЛА, ЛБ и так далее, судно относится к маломерным и зарегистрировано только в ГИМСе — Госинспекции по маломерным судам. Такие прав на перевозку людей не имеют.
— Но ведь на борту нарисовать можно что угодно...
— Для страховки можно позвонить в Северо-Западный филиал Российского речного регистра и узнать, значится ли в нем такое-то судно. Там наверняка ответят.
— Так что же, все у нас отлично?
— Надо, чтобы сотрудники ГИМСа контролировали маломерный флот как положено. А еще, если честно, достают лихачи на водных мотоциклах. Они постоянно создают аварийные ситуации на воде. Им в радость намеренно подрезать чужое судно, обдать людей фонтаном воды. На каналах предельная скорость всего восемь километров в час, а они носятся под сто! Хорошо бы выделить им в акватории какое-то определенное место, а в остальных — запретить появляться совсем. Сейчас же за ними никто не следит, хоть они и зарегистрированы в ГИМСе.

Контроль нужен только взяточникам
— Уважаемый мистер Икс, если вы не хотите себя называть, зачем вам вообще выступать на страницах газеты?
— Затем, что все вокруг просто достало. Понимаю, что публикация мало что изменит, — но вдруг хоть как-то на кого-то повлияет.
— Вы возите людей не только по Неве, но и по заливу, по Ладоге. А право на это у вас есть?
— Официально — нет, но оно мне и не надо. Еще не было случая, чтобы с моим судном случилось какое-то ЧП.
— И катастрофа «Булгарии» вас ничему не научила?
— Она только подтвердила то, что я и так раньше знал. Никакие документы, лицензии, регистры не помогут, если капитан прошляпил или сглупил, если команда пьяная, ленивая, неумелая. Да по большому счету никакой сторонний контроль и не нужен. Вот посмотрите на Финляндию: нет контроля, нет ежегодной тряски со стороны проверяющих в единственной надежде на бабки развести. И ничего, никто не тонет, никто не бьется...
Нормальный капитан за судном следит сам — ведь и его жизнь от этого зависит. Я, например, свою яхту держу в полном порядке. И сторонние контролеры мне совершенно для этого не требуются.
— Так почему бы вам не получить лицензию на перевозку пассажиров? И спали бы спокойно...
— Лицензию дают только тем судам, что значатся в регистре. Но требования там крайне жесткие и крайне консервативные. Те вещи, которые на Западе давно научились делать лучше наших, устанавливать не разрешают, так как они у нас не сертифицированы. Ну например, радиостанция по-нашему — нечто неподъемное, неудобное и полностью морально устаревшее. Однако нормальный западный вариант, какой используют на сотнях тысяч яхт и кораблей во всем мире, — у нас к эксплуатации запрещен. Так зачем мне такой регистр и такая лицензия? Жизнь дороже...
— И даже техосмотр не нужен?
— А зачем? Я его проходить не собираюсь. Никакой осмотр не выявит того, что я и сам знаю. И не заставит делать то, что необходимо, — если сам не захочу.
— Как-то это... слишком радикально, скажем так. У нас же привыкли: без контроля, без подталкиваний никто ничего делать не будет…
— Повторяю еще раз: контролеров у нас куча — и никакой от них помощи, ни на грош, все только в карман смотрят. Кстати, не только контролеры — власть вообще. Например, в той же Финляндии стоянки на порядок дешевле. У нас берут 40 тысяч в месяц, а там 100 долларов за всю зиму. КУГИ повысил аренду причалов в два раза — за нулевой уровень услуг. Их вообще нет! Масло менять надо раз в месяц, но сливать его некуда — приходится в бочке жечь. Фекалии, пардон, утилизировать — тоже проблема. Приходится подальше в заливе, хорошо хоть, это биоресурсы — рыбы все сами съедят.
— А как пассажирам определить, что вы хороший капитан и у вас безопасно, а вот тот — пьяница и к нему на борт лучше не идти?
— Никак, только интуиция. Внешний вид людей и судна кое-что подскажет, но очень мало. Никакой контроль на берегу от внезапной течи в море не убережет. Но ведь от течи еще никто не погибал — для этого помпы есть... Переборки, кстати, тоже не спасут. Чтобы они сработали, надо у каждой матроса держать — задраивать при малейшей опасности. Такого нигде нет и не будет — что на судах регистра и с лицензией, что без, ведь вся команда — два человека... Впрочем, по части безопасности не все от меня, как капитана, зависит. Идешь себе спокойно — и вдруг какой-нибудь козел под носом выскакивает. Будь ты хоть семи пядей во лбу, хоть выруби сразу дизель — метров 50 до полной остановки, не меньше. И все, столкновения не избежать...

Марина ГЛЕБОВА
↑ Наверх