Кто видит ее, склоняет колени…
В Эрмитаже музейным специалистам и журналистам показали только что отреставрированную картину великого венецианского художника Тициана «Бегство в Египет»
Явление картины музейному миру было обставлено торжественно. Публика увидела ее не в залах музея, а на сцене Эрмитажного театра, в ярком свете юпитеров.
Поднятию занавеса предшествовал долгий рассказ реставраторов о сложной и кропотливой работе, длившейся 12 лет. Перечисление всех многочисленных подробностей реставрационного процесса для широкой публики может показаться довольно скучным и создать впечатление, что работа реставраторов — обычная рутина. Но когда поднялся знаменитый занавес Эрмитажного театра и со сцены в зрительный зал словно хлынул поток света, стало ясно: работа реставраторов имеет отношение и к творчеству, и к чудотворству. Знаменитое полотно выглядело таким ярким, свежим и сияющим, словно двадцатилетний Тициан только что его завершил и краски еще даже не успели высохнуть.
Тем, кто помнит картину прежней, покрытой слоями потемневшего от времени лака, теперь понятны восторги современников венецианского художника, в число которых входил сам Джорджо Вазари.
«Кто видит ее, склоняет колени…» — процитировала Ирина Артемьева, ведущий научный сотрудник Эрмитажа и куратор выставки, строчки, посвященные картине одним из современников Тициана.
Внимание к деталям костюма, мастерство в передаче фактур тканей и всех нюансов цветовой гаммы — в традициях венецианской школы..
Ирина Артемьева рассказала, что в ходе реставрации проводилась рентгенограмма. В рентгеновских лучах, проникающих сквозь слои лака, краски, авторских и реставраторских записей, вдруг стали видны три фигуры, которые Тициан написал первоначально, собираясь, видимо, обратиться к совсем иному сюжету, который можно определить как «Поклонение младенцу». Сначала художник нарисовал пейзаж, а затем уже на него наложил фигуры людей и животных. Кстати, завершив эту картину, Тициан больше никогда не возвращался к библейскому сюжету о спасении Марии с младенцем. Что заставило художника изменить решение — неизвестно. «Бегство в Египет» в то время было сюжетом довольно редким. Тому есть причины. Дело в том, что сюжет описывается лишь в одном из четырех канонических Евангелий — Евангелии от Матфея, и то очень кратко. Художники вынуждены были искать подробности в апокрифах.
В ходе реставрации стали ярче краски одежд персонажей — устало бредущего за осликом Иосифа, Девы Марии, привязавшей младенца к груди, как это делали простые крестьянки, и ангела без крыльев, больше похожего на пажа. Одежды кажутся, пожалуй, чересчур нарядными для утомленных трудной дорогой и полных тревог за сына персонажей. Но внимание к деталям костюма, мастерство в передаче фактур тканей и всех нюансов цветовой гаммы и узоров — в традициях венецианской школы, к которой принадлежал Тициан.
Уже в апреле знаменитое полотно предстанет в Национальной галерее Лондона на выставке «Первый шедевр Тициана». В Петербург картина вернется осенью, и тогда уже оценить мастерство эрмитажных реставраторов высшей категории Валерия Шацкого и Александра Кузнецова, отдавших Тициану 12 лет жизни, смогут петербуржцы.
Зинаида АРСЕНЬЕВА, фото Натальи ЧАЙКИ