Кто «заштопает» купюру?
Очередное указание Центробанка о приеме испорченных банкнот действует, но — не везде
Случалось у вас такое, что доставали деньги из кармана, а бумажка — хрусть! — и с противным треском разорвалась на две половинки? Или дитё несознательное, не в меру любопытное вдруг решило ползарплаты ножницами порезать, чтобы склеить из цветных бумажек кораблик. Или... Да что там говорить — каждый сталкивался с проблемой, куда девать так называемые испорченные деньги, которые и в магазинах не берут, и в коммерческих банках не принимают. Приходилось идти в офис Государственного Сберегательного банка, что не всегда удобно. А ведь «денежную рванину» должны брать абсолютно все финансовые учреждения.
Центробанк позаботился — в середине января было принято указание, согласно которому испорченные банкноты должны принимать все финансовые учреждения и организации. Мы подождали, пока документ дойдет до низовых звеньев длинной банковской цепочки, после чего «вышли в народ». И убедились, что кое для кого закон до сих пор не писан.
Для начала — безжалостно рвем сотню! И, изобразив скорбь на челе, отправляемся аккурат в район Австрийской площади, где в трех минутах ходьбы друг от друга находятся офисы двух уважаемых коммерческих банков.
В одном дальше охраны не пустили.
— Вы по какому вопросу?
— Сотня порвалась, поменять бы...
— Вам надо пройти в государственный банк, мы этим не занимаемся.
Об указании Центробанка охрана не ведает, а спросить у операторов нельзя, ибо по вопросам обмена охрана в зал не пропускает.
В другом банке — ситуация кардинально противоположная. Охрана пропустила в кассу. Опера- тор, едва глянув на держащуюся на честном слове денежку, сказала:
— Она у вас вполне пригодная, если хотите, дам специальный скотч для склеивания купюр...
— Очень хотим!
Хотеть мало. Им еще надо уметь пользоваться. Увидев, что ничего у нас не получается, девушка сама(!) склеила купюру. А мы уже совсем стыд потеряли:
— Боимся, что в магазине все равно не возьмут. Поменяете?
— Пожалуйста!
И протягивает два «полтинника». Наша же контуженая и слегка подлеченная сотка исчезает в недрах банка.
Между прочим, в 2002 году Центробанк уже аналогичное распоряжение издавал в 2004-м его продублировали и вот — третий заход. В Управлении Центробанка России по Санкт-Петербургу нам не стали давать комментарии по поводу того, почему третье за последние пять лет распоряжение выполняется не всеми, и не уточнили, можно ли применить какие-либо санкции по отношению к нарушителям.
Ассоциация банков Северо-Запада также отказалась от каких-либо комментариев. Сказали лишь, что купюры, соответствующие требованиям Центробанка, должны принимать все. Но почему же тогда не принимают?
Согласно указанию Центробанка России № 8748 «О признаках платежеспособности и правилах обмена банкнот и монет Банка России», зарегистрированному в Минюсте, платежными и обязательными к приему в качестве средства оплаты всеми учреждениями и организациями признаются банкноты, не содержащие признаков подделки, а также грязные, изношенные, проколотые и поврежденные другими способами (обожженные, изорванные) бумажные деньги. Главное, чтобы сохранилось не менее 55% от первоначальной площади купюры. Поврежденную купюру обязаны принять в любом банке, расположенном на территории России, по номиналу, без всякого рода комиссий.
Автор: Николай АЛЕКСАНДРОВВажно: Правила перепоста материалов