Кто живет в нашей голове?
Мультфильм «Головоломка» от «Пиксара» и «Диснея» обошел по кассовым сборам даже нового «Терминатора»
А уж казалось бы, не мультяшной продукции для детей равняться с самим Арнольдом Шварценеггером, постаревшим, но непревзойденным...
Все, конечно, сложнее. Создатели «Терминатора», как и «Мира юрского периода», и многих других премьер, полагаются на воспроизведение старых образцов, которые рано или поздно надоедают. Зато мультфильмы от «Пиксара» — это почти всегда всплеск фантазии на новые темы, и совершенно неожиданные притом.
Вот так и с «Головоломкой». В русском варианте название получилось неплохим каламбуром (это само по себе уже достижение для наших прокатчиков). В оригинале «Inside Out» — значит буквально «Наизнанку». И это, конечно, ближе к смыслу мультфильма.
Обычная школьница Райли живет с родителями в Миннесоте. А в ее голове, как и у всех людей, живут пять основных эмоций: Печаль, Радость, Гнев, Страх и Брезгливость. Они, как пилоты в кабине звездолета, смотрят на внешний мир на экране и в зависимости от ситуации перехватывают пульт управления. А Райли ведет себя соответственно.
Все идет вроде бы сносно, но тут родители девочки решают переехать в Сан-Франциско. Оказавшись в совершенно новом мире, вдали от друзей и дома, Райли испытывает нешуточный стресс. Для обитателей ее головы эта встряска является настолько сильной, что две эмоции оказываются затерянными где-то в глубинах сознания девочки. Теперь Райли не может испытывать ни радость, ни печаль, она как бы окаменела. А самим Радости и Печали предстоит найти выход из лабиринта обратно к пункту управления.
На самом деле, говоря, что идеи у «Пиксара» всегда свежие, мы слегка слукавили. Все-таки был похожий на «Головоломку» сериал в начале 90-х — назывался он «Голова Германа», и там примерно так же душевные качества были главными героями. Но все-таки это было довольно давно, а в случае с «Головоломкой» как-то верится, что идея мультфильма пришла к режиссеру Питу Доктеру после того, как его собственная дочь прошла через трудный подростковый период. Да и сам он вырос в Миннесоте, а после переехал с семьей в Сан-Франциско, как его героиня. Поэтому так чувствуется его внимательное, заинтересованное и нежное отношение к Райли и другим героям.
Мультфильм имеет и свое «взрослое» измерение: невероятно любопытно наблюдать за тем, как Райли сталкивается с проблемами и как они разрешаются обитателями ее сознания. Всякая ситуация вызывает бурное обсуждение — за исключением того случая, когда тебя пытаются накормить брокколи. Тут уж однозначно к штурвалу становится Брезгливость. А кто должен управлять, когда Райли участвует в важном для школы хоккейном матче? Или при первом взгляде на новую комнату? Или во время ссоры с родителями?.. Эта сцена превращается практически в симфонию, в которой участвуют и эмоции мамы с папой: тут и отцовское «я же должен быть строгим», и мамино раздосадованное «может, стоило все-таки выйти за того красавца». Весь внутренний мир Райли, да и любого человека, тщательно продуман: вот эти шары содержат воспоминания, и кто-то их сортирует на вечные, свежие и ненужные. Что-то навсегда выбрасывается в страшную черную яму — свалку забвения. Есть и полузабытый выдуманный друг Райли Бинго-Бонго, и комбайн, штампующий идеального мальчика мечты, и настоящая «фабрика грез», снимающая сновидения, когда Райли спит, и еще куча точных психологических нюансов. Все это сделано озорно, зажигательно и остроумно.
И конечно, история заканчивается хорошо. Здесь главная идея: наш разум сам по себе устроен разумно, в нем нет ничего лишнего. На своем месте нужны и Грусть, и Брезгливость, и Страх. У них могут быть разногласия, могут быть неисправности, но потенциально они поправимы, система в принципе — рабочая.
И только от одного становится не по себе: в сущности ведь, кроме этой системы, ничего нет. Есть лишь набор эмоций и психических манифестаций, взаимодействующих между собой. Герои переживают за то, как Райли выдержит трудности, хотят ей помочь — но, ведь, если вдуматься, никакой Райли нет. Как нет и ее родителей, да и нас тоже. И это, в общем, не изобретение авторов «Головоломки», а вполне традиционный взгляд и для этологии, и для бихевиористской психологии, да и для буддизма, пожалуй.
Так это или нет и как с этим жить, если это правда, — другой вопрос. Но спасибо «Головоломке» и за то, что дает повод об этом задуматься. Не всякий мультфильм, пожалуй, на такое способен.
***
«Головоломка». Студия «Disney/Pixar», 2015. Режиссер — Пит Доктер. В российской версии роли озвучивают: певица Натали (Радость), Ксения Собчак (Брезгливость), Олеся Железняк (Печаль), Дмитрий Нагиев (Гнев), Владимир Епифанцев (Страх), Максим Виторган (Бинго-Бонго).