Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 19 ноября 2024

Травили байки вместо шкотов

В Финском заливе разыграли очередной Кубок Большой Невы по парусному спорту на призы «Вечёрки»

Яхтсмен — он мастер на все руки, наиболее разносторонний и универсальный питерский спортсмен. Ждать для него — пожалуй, занятие самое трудное. Это подтвердилось на очередном Кубке Большой Невы на призы «Вечернего Петербурга», который собрал едва ли не рекордное за последнее время количество экипажей — не менее 90 яхт в шести зачетных классах.

...В Финском заливе галсировали, дожидаясь старта, 90 яхт — а это примерно 700 — 800 моряков. В питерском яхтинге такого давно не бывало. Настоящий праздник парусов!

— В нескольких зачетных группах наверняка потребуются обмеры — для яхты предусмотрен свой гоночный балл, по которому высчитывается итоговый результат, ибо ведь все лодки разные, — прикидывал Павел Карякин. — Обмеры судов — очень важная штука: это все равно как если бы вы соревновались на стометровке в беге с афроамериканцем: без коэффициента ничего вам там не светит.

Павел Карякин, нынешний глава судейской комиссии по разбору протестов — опытнейший питерский мореход. Он еще 

в 1950 году лично участвовал в той знаменитой регате на Неве, которую именуют «Лежачим кубком» (в шестибалльный шторм, при крутой волне, когда многие яхты получили серьезные повреждения). А в 1953-м, будучи матросом экипажа, выигрывал трофей «Вечёрки».

— Я тогда даже получил мельхиоровый стаканчик — за победу в своем классе, но приз не сохранился, — вспомнил Павел Михайлович. — Поскольку трофей считался не личным, а командным, мне пришлось отнести вазочку в клуб «Водник». И когда клуб ликвидировали, приз угодил в Речной яхт-клуб — да и пропал.

Задержавшийся из-за штиля на дистанции флот накатывается на финиш

...Судьи уточняли размер зачетной 20-километровой дистанции для классических яхт — до Кронштадта и обратно.

— Достань «морковку»! — раздалась судейская команда. — И несколько минут до спуска «папы».

Оказалось, на матросском сленге так называются флаги — «морковкой» судьи демонстрируют, что им надо сменить расположение вех или поворотных знаков (потому что ветер взял иное направление). «Папа» — это что-то вроде обратного отсчета времени, чтоб экипажи к старту подготовиться успели.

— Бывает бледная «морковка» — плохая. Это схоже цветом с нашим флагом. И к тому же она конусная, потому и «морковка», — объяснил корреспонденту «ВП» Павел Карякин. — А «папа» — вообще-то изначально с ударением на последний слог. Но как в России «папу» можно так произнести?

«Травить байки вместо шкотов» морякам пришлось: с погодой не повезло. Ветер сперва сменил направление — из-за чего участники регаты отправились на «круг» траекторией «слева направо» — на Ломоносов, а не к банке Каменной, как принято. Причем один из «Сантеров» (есть такой гоночный класс яхт) застыл недалеко от стартовой позиции — на киль намотало водоросли. Очищали его специальным багром. Ну а затем ветер стих окончательно.

Начальный отрезок дистанции

— Я сам попадал в такие ситуации: встал и стоишь, никуда не деться, — вспомнил Карякин. — И тут вступает в силу случай. Порыв ветра может потащить кого-то раньше, чем всех остальных.

Шкиперы и моряки обильно закурили. Кое-кто стал доставать отрезанные от спинакеров тонкие ленточки. Не зря говорят: регаты выигрывают при слабых ветрах — в такую погоду проявляется интеллект экипажа.

— Кожей человек не ощущает небольших изменений направления ветра. А вот дым папиросный — берет, — объяснил Павел Михайлович. — А что касается лент от спинакеров, то раньше мы с подобной целью применяли магнитофонную ленту от катушек. Однако дым папирос лучше, поскольку не падает, а висит в воздухе.

В Финском заливе, у Кронштадта, ветер был порывами. Его поймала яхта «Мир» — один из лидеров в своей зачетной группе. В июне, говорит Карякин, ее экипаж выиграл гонку в Таллине. Другим посудинам повезло меньше. А может, класс матросов оказался не слишком высоким. Например, неопытностью экипажа объяснил невезение корреспонденту «ВП» капитан «Борея», выступающего в классе «Картер-30», Николай Пухов.

— Молодая команда может на все 100 процентов нивелировать роль опытного шкипера. У нас столько веревок — достаточно один раз лопухнуться, зацепить шкоты за что-нибудь, пиши пропало, — уточнил Николай Михайлович, который на регаты «Вечёрки» выходит с 1968 года. — Мы на каких-то отрезках дистанции шли первыми, а где-то — провалились. Ветер менял направление: одна яхта стоит, а другая, которая рядом, идет. А уже когда обогнули банку Каменная, — ветер налетел даже сильнее, чем надо.

Яхты рванули к финишной позиции. Разогнались. Толчея возникла страшная! Судьи запутались — представьте себе, потеряли несколько яхт. Пришлось прибегнуть к помощи фотографа «ВП», чтобы определить позиции судов и их номера.

Ну а награждение чемпионов регаты состоится ориентировочно 27 сентября — на празднике закрытия сезона. Тогда мы вручим и Кубок Большой Невы.

Победители Кубка Большой Невы-2015

Предварительные результаты

Зачетная группа: яхты класса «Цетус»

«Мир» — капитан Сергей Брюзга.

Зачетная группа: яхты класса «Moom-30»

«Шестерочка» — капитан Борис Юдин.

Зачетная группа: яхты класса «Л-6»

«Ника» — капитан Вадим Манухин.

Зачетная группа: яхты класса «Четвертьтонник»

«Леда» — капитан Александр Николаев.

Зачетная группа: яхты класса «Картер-30»

«Браво» — капитан Сергей Грибин.

Зачетная группа: яхты класса «Минитонник»

 «Азард» — капитан Андрей Баликов.

Зачетная группа: яхты класса «Дракон»

«Вист» — капитан Александр Куликов.

Зачетная группа: яхты класса «Сантер-760»

«Индия» — капитан Тимофей Егоров.

Зачетная группа: яхты класса «Platu-25»

«Тура» — капитан Вячеслав Мартынов.

Зачетная группа: яхты класса ORC -1

«Асмодей» — капитан Михаил Уланов.

Зачетная группа: яхты класса ORC -2

«Спокойный» — капитан Инна Венгеренко.

Абсолютная зачетная группа

«Спокойный» — капитан Инна Венгеренко.

Командное первенство

Яхт-клуб «Балтиец».

↑ Наверх