Газета выходит с октября 1917 года Saturday 20 апреля 2024

Кубок Большой Невы на призы «Вечёрки» разыграют 6 сентября

Кто уберет спинакер, тот провалится!

Гонка за наш кубок по парусному спорту традиционно открывает чемпионат города по яхтингу (на этот раз он состоится с 6 по 14 сентября). Кубок Большой Невы проводится завтра, 6 сентября (старт — ровно в полдень).

Накануне трофей презентовали в Балтийском медиа-центре на Каменноостровском проспекте.

ДУЛ СИЛЬНЫЙ ЗАПАДНЫЙ ВЕТЕР…

Кубок Большой Невы «убелен сединами»: разыгрывается уже 66-й сезон. Но про него не скажешь «старый» — вот он, изготовленный в 1947 году на Ленинградском фарфоровом заводе имени Ломоносова. Почти бесценный: держит марку.

— Ваза эта — моя ровесница: мне тоже 66 лет исполнилось, — не без гордости признался президент Санкт-Петербургского парусного союза (СППС) Сергей Алексеев. — Я сорок лет гоняюсь на вечёркинской регате. Но это еще что! Борис Хабаров, знаменитый невский шкипер, приглашенный несколько недель назад на представительный яхтенный рейд в Британию, который тоже может стартовать в Кубке Большой Невы, в этом году отпраздновал 80-летие!

За это время наш трофей оброс, как корпус корабля ракушками, и легендами, и символами. В прошлом году кубок достался яхт-клубу «Балтиец» — и это случилось впервые. В коллекции того же Алексеева хранится значок за победу на вечёркинской регате в 1977 году, которую экипаж под его руководством одержал в Невской губе.

— К регате теперь печатают стикеры — наклейки с красно-черным логотипом «Вечёрки», — добавляет президент СППС. — И многие наши яхтсмены эти полоски с бортов после соревнований не снимают. Представляете, на международных рейсах так и ходят с символикой газеты! Очень приятно.

А придумал наш трофей редактор «Вечернего Ленинграда» Владимир Соловьев, который город на Неве считал центром не только футбола. Да, кстати, гонки сперва проводились как раз на Неве (в Финский залив яхтсмены вышли позже, когда водную артерию нашего города оккупировали скоростные суда). Одну из ваз завоевал шкипер Петр Гореликов.

— Помню, дул сильный западный ветер, баллов в пять, — вспоминал в беседе с корреспондентом «ВП» Петр Гореликов. — А я шел на швертботе «Олимпик» — эту лодочку немцы спроектировали специально к берлинской Олимпиаде 1936 года, она была рассчитана на спокойные воды озер. А тут — разгул стихии. Ну и зарылся я носом в волну… Яхта набрала воды — думаю: все, иду ко дну. Не знаю как, но удалось дотянуть до какого-то пляжа, где я выбросился на берег. Адреналина на регате и сейчас хватает.

— Брочинг — вот что символизирует Кубок Большой Невы, — задумался Сергей Алексеев. — Это такой резкий бросок яхты в наветренную сторону, не поддающийся управлению. На яхте есть парус — спинакер. Существует поговорка: кто на гонке первым уберет спинакер, тот провалится. Но когда ветер дует баллов в пять, держать спинакер страшно. Это настоящий взрыв: давление — несколько тонн.

Вообразите: 20-тонная яхта кренится, заваливается на бок, черпает бортом воду. И думаешь: сейчас перевернется, сейчас нам хана.

Кубок Большой Невы разыгрывается уже 66-й сезон.

ФЛОТ УЦЕЛЕЛ

Хана, впрочем, едва не наступила всему питерскому яхтингу. Не зря в прошломсезоне Кубок Большой Невы разыгрывался под девизом «Спасем невскую флотилию от полного уничтожения!».

Сезон в целом спасли. Флот уцелел. Даже ребят, которые записаны на берегах Невы в спортшколы парусного спорта, стало побольше: до трех с половиной тысяч.

— Да, ситуация улучшилась, — обрадовал Сергей Алексеев. — Но в общем остается очень сложной.

Многое мешает развитию невского паруса. Например, яхтсмены (в том числе и зарубежные) не имеют права выходить на «невскую водичку», обладая международными документами на судовождение, — требуется разрешение Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС). А ГИМС яхты… не регистрирует.

Город разорвал договор о бессрочном пользовании землей на Петровском острове, причальными стенками и прилегающей акваторией, который Центральный яхт-клуб профсоюзов давно заключил (это теперь он называется Речным). Новых лодок в Северной столице почти нет. Только пошлина за ввоз составляет два процента стоимости яхты. И потому почти весь флот стоит в Финляндии.

В Финляндии все проще. В частности, стоянка в неплохом яхт-клубе, оборудованном сауной и туалетами, с правом бесплатной поездки в Хельсинки, стоит морякам 32 евро в сутки. А у нас в Речном яхт-клубе профсоюзов только за возможность на берег сойти, говорят, берут тысячу рублей. И туалеты страшные.

— В Речном яхт-клубе шкиперам не дозволяется спускать суда на воду. Прокуратура приезжает регулярно, обещают выселить — потому что у старейшего яхт-клуба города нет ныне договора на водопользование, — кипятится президент СППС. — Представляете, кто-то сознательно пытается пустить на дно яхт-клуб, которому исполнилось 150 лет. Дождетесь: моряки выйдут в Невскую губу, в Морской канал и заблокируют коммуникации!

Что ж, возможно, проведение Кубка Большой Невы привлечет внимание чиновников и из городской администрации, и федеральных к проблеме: нужно бы пересмотреть политику в отношении невского флота. Ведь на носу 70-летие регаты!

МАРШРУТ РЕГАТЫ

В этом сезоне — две зачетные гонки: длинная, 20-мильная, для крейсерских яхт и 7 — 8-мильная для парусных досок (они слишком сильно зависят от ветра).

Старт — у Ольгина, выше Петровского фарватера. Оттуда экипажи, обогнув так называемый оттяжной буек, проследуют до банки Каменной, мимо Кронштадта, к 14-му бую Северного фарватера — и назад, к месту старта.

Всего ждем около 70 экипажей (это примерно пятьсот моряков), представляющих 10 — 11 яхт-клубов.

ЧТО ЖЕ ТАКОЕ НАШ КУБОК?

Это командный трофей — вручается администрации яхт-клуба, яхты которого заполучили на регате самую большую сумму зачетных очков.

Поэтому трофей переходящий. В прошлом году Кубок Большой Невы завоевал коллектив яхт-клуба «Балтиец», расположенного в Красносельском районе, — четыре экипажа взяли на регате максимальное число «фарфоровых тарелочек».

↑ Наверх