Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 19 ноября 2024

Куда уходит любовь?

Театр им. Ленсовета всерьез разбирается с любовью

Театр им. Ленсовета всерьез разбирается с любовью. Большинство его премьер посвящено этому главному из чувств в его остросовременном проблемном варианте — то есть с потерями, невозможностями, страхами. В течение полумесяца и на Малой, и на Большой сценах названного театра появились спектакли на любовную тему: «Тень дерева» — продолжение сотрудничества театра с молодым режиссером Марией Романовой с ее интересом к современным текстам (ближайшие спектакли — 23, 28 февраля и 1 марта в 19.30); «Август: Графство Осейдж» — премьерные показы 1, 2, 8 марта — выпускает также постоянный компаньон театра Петр Шерешевский.

Елена Комиссаренко в спектакле «Август: Графство Осейдж»


Оба постановщика декларируют повышенный интерес к сугубо человеческому, оба выбрали отличных артистов, способных даже слишком человеческие истории рассказывать не пошло, умно, глубоко. В «Тени дерева» по пьесе Екатерины Нарши соло досталось одной из лучших актрис города Ольге Муравицкой. Партнеров у нее не много: любимый человек — Роман Кочержевский, нелюбимый человек — Александр Новиков и еще персонаж с загадочным названием «кто-то по поводу мусора», которого играет Марианна Мокшина-Бычковская, актриса тюзовской, травестийной природы. Ольга Муравицкая играет женщину, для которой самым близким собеседником оказалось дерево за окном, чья тень постоянно падала на занавеску, пока дерево не срубили. И тут выяснилось, что для ее любимого мужчины дерево за окном тоже значительно более ценно, чем она с ее проблемами, заботами и даже любовью. Разумеется, это не бытовая история, а притча. И тут как нельзя кстати пришелся художник Павел Семченко, один из создателей Русского инженерного театра АХЕ, умеющий превращать предметы в объекты, которые живут на сцене своей жизнью и завораживающим образом контактируют с героями.

Режиссер Петр Шерешевский в очередной раз собрался проявить наши насущные социальные проблемы путем отстранения — пространственного — и выбрал для постановки одну из самых популярных нынче американских пьес, «Август: Графство Осейдж». Ее автору Трейси Леттсу нет пятидесяти, но он уже лауреат Пулицеровской премии и высшей награды театральной Америки — премии «Тони», хотя поначалу именно эту пьесу одна из уважаемых заокеанских газет назвала «О’Нилом для бедных». Да, безусловно, Леттс — наследник по прямой Уильямса и О’Нила: в его семейной драме действуют поэт-неудачник и мать, стойко подсевшая на антидепрессанты, а также три дочери, о чьих подвигах приличные люди молчат. Но у каждого из них есть право на сочувствие — поскольку никто не наслаждается своим убожеством, все глубоко несчастны, и главная беда героев в том, что они не могут поставить себе верный диагноз. Это делает драматург, вынося приговор детям «книжной цивилизации», подменяющим реальный мир иллюзией, прячущимся в ней, а потом упрекающим близких в том, что они не соответствуют идеалу. Без вины виноватые, уверенные в собственных чувствах и задыхающиеся от нелюбви, герои Леттса сплетены драматургом в плотный сюжетный клубок, разматывать который — истинное наслаждение для театрала, какими бы мучительными ни были открытия и безнадежными — выводы.

Ольга Муравицкая и Роман Кочержевский в спектакле «Тень дерева»

Режиссер Петр Шерешевский увлекся текстом не на шутку. Его вопросы и ответы к пьесе звучат следующим образом: «Почему мы больше всего обид, боли и несправедливостей обрушиваем на самых близких? Что означает слово «люблю» в наших устах? Не важно, к кому оно обращено: к жене, мужу, дочери, сыну, матери или отцу… Почему, когда говорим о самых родных людях, губы наши часто дрожат от праведной обиды? Почему мы часто ощущаем, что нам недодают, обкрадывают, нами пренебрегают самые любимые?» Американский драматург Трейси Леттс рассказывает историю семьи, историю про любовь через край, «с перебором». В этой семье слова «Я люблю тебя» в переводе означают: «Ты должен меня любить! Ты должен мне за мою любовь! Ты мне должен!!!» Главным выразительным средством в нашем спектакле является актер, подробное и на пределе эмоций проживание жизней на наших глазах». 

На сцену в этом многонаселенном спектакле выйдут Елена Комиссаренко, Дмитрий Барков, Анастасия Дюкова, Анастасия Самарская, Евгения Евстигнеева и другие.

↑ Наверх