Куклам нужен бумажный воздух
В Малом выставочном зале Петербургского музея кукол до 15 февраля — выставка кукольника, члена МОАК (Международного объединения авторской куклы), художника Детского музейного центра Тверского государственного объединенного музея Марии Бохан
Выставка называется просто — «Бумажные миры Марии Бохан», потому что художница создает плоских двухмерных кукол из бумаги. Художница сама окрашивает материал акриловыми красками и не пользуется карандашом, а «рисует» сразу ножницами.
Первая витрина посвящена древним грекам — Мария признается, что в детстве любимым ее чтением были древнегреческие мифы. Особенно это близко Марии потому, что выросла она в Самарканде, где ее окружали «вполне античные раскопки и вечное жаркое небо».
Вторая витрина, по контрасту, посвящена снегу. В детстве Мария плохо себе представляла, что такое снег, и ей это казалось просто красотой. Лишь переехав туда, где бывает мороз минус тридцать, она поняла, что Снежной королевы действительно стоит опасаться.
![Мария Бохан. Из цикла «Герои любимых книг»](http://vppress.ru/photo/new/45869.jpg)
Мария Бохан. Из цикла «Герои любимых книг»
Витрина третья посвящена временам года, четвертая — героям любимых книг: «Потому что единая, сквозная тема этой выставки, моя личная тема — это сказки, любимые истории, детские в основном. Взрослые меня интересуют меньше, я среди них живу. Поэтому один из стендов я заполнила героями любимых книг. Уж сколько влезло».
Пятая витрина посвящена героям сказки Марии Домановой «Марта и небесные жители»: это о том, что гуси-лебеди украли у девочки маленького брата и понесли его… на Млечный Путь.
Витрина шестая — «Восточные сказки». «Дань уважения моей родине, городу, в котором я родилась и росла, моему детству — Самарканду», — объясняет художница. Но это герои в основном не арабских, а таджикских и узбекских сказок, то есть не Ближний Восток, а Средняя Азия.
Художница привлекла к работе свою дочь — девочка сделала для всех кукольных постановок бумажные фоны: «Без них куклы выглядели бы иначе. Бумажным куклам нужен «воздух», цветной фон, и он многое определяет, взаимодействуя с куклой».
Мария с удовольствием привезла бы в Петербург больше работ, но зал не очень большой. Впрочем, она считает, что зрители вполне могут, посмотрев экспозицию, фантазировать дальше: «Сказка не кончается. Во всяком случае пока ее рассказывают, делают и смотрят».