«Куклы средние, в том числе разных рас и с гендерными признаками»
Министерство образования придумало новые правила для дошколят
Недавно Министерство образования опубликовало сразу два документа, которые регламентируют деятельность дошкольных образовательных учреждений. Документы эти касаются всех государственных и муниципальных садиков напрямую, а по отношению к частным детским садам носят характер рекомендательных.
Родителям совсем не помешает знать о требованиях Минобразования к каждому конкретному садику — хотя бы для того, чтобы правильно сделать выбор, куда вести ребенка, или для того, чтобы требовать от «своей» заведующей каких-то изменений. В очередном выпуске приложения «Наши права» мы рассказываем об этих документах.
«Мягкие антропоморфные животные» тоже разрешены. Фото: Натальи ЧАЙКИ
Где искать
Документы, о которых идет речь, размещены на сайте Минобрнауки и опубликованы в «Российской газете». Их два: «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении» и «Примерный перечень игрового оборудования для учебно-методического обеспечения дошкольных образовательных учреждений». Причем второй, пожалуй, даже важнее, так как определяет тот минимальный набор требований к среде, окружающей ребенка в детском саду, который создает минимально необходимые предпосылки для его полноценного развития.
Исходя из этих документов детские сады имеют право корректировать привычный нам тип организации деятельности детских групп, который сформировался в стране еще в советское время.
Просто присматривать
Впервые государственные и муниципальные садики получили право организовывать группы непривычного нам пока типа — без предоставления образовательных услуг. Единственная функция таких групп — присмотр за малышами. Тем не менее все малыши страны имеют право на гарантированное государством бесплатное дошкольное образование. И если мамы и папы этого хотят, могут требовать от садика предоставления и образовательных услуг тоже.
Однако основной функцией садика в группах по присмотру будет организация их питания и режима дня. Кстати, это одна из форм обеспечения права на садик для детей-инвалидов. Им гарантированы социализация и формирование практически ориентированных навыков.
Вообще же садам и гражданам дано право организовывать любые группы в зависимости от реальной в них потребности. Среди них:
- семейные дошкольные группы — как для ухода, так и для образования;
- разновозрастные группы;
- группы полного, сокращенного, продленного дня (соответственно 12, 8, 14 часов), а также кратковременного (от 3 до 5 часов в день) и круглосуточного пребывания.
- группы 5- и 6-дневной рабочей недели, по запросам родителей — с возможностью пребывания в выходные и праздничные дни.
Программу делают сами
Группы — как и садики — могут быть самой разной, в том числе комбинированной, направленности. Образовательную программу для каждой из них и для детсада в целом садики вправе сформировать самостоятельно — но только на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральных государственных требований к ее структуре и условиям реализации. Ранее программы требовалось еще и утверждать «в вышестоящих инстанциях».
Особенности программ для разных групп и право формирования таких групп должны быть отражены в уставе. Новый документ впервые оговаривает право садика определять язык, на котором будет идти обучение. Обязательного присутствия русского языка в документе почему-то не обозначено (?!). Возможно, в Минобразования посчитали достаточным отсылки к федеральным законам и образовательным программам. Но все равно это странно.
Детский сад должен нести ответственность за качество предоставляемых услуг — в том числе образовательных. Если ребенка не научили перед школой тому, что предусмотрено федеральными стандартами, родители могут требовать наказания воспитателей и руководства «в установленном законом порядке». То есть им придется доказать, что ребенку не были предоставлены оговоренные законом и типовым положением образовательные услуги в нужном объеме и качестве — и тогда родитель сможет потребовать возмещения и наказания виновных.
Заграница нам поможет
Политика, партии и религия в детсадах запрещены — и за это Минобразования отдельное спасибо. Зато садикам дано право без всяких шпионских камней устанавливать прямые связи с любыми предприятиями, учреждениями и организациями, в том числе иностранными, лишь бы это способствовало выполнению стоящих перед садиком задач.
Восемь типов садиков
Всего предусмотрено 8 типов детских садов:
- детский сад (основная дошкольная общеобразовательная программа в группах общеразвивающей направленности);
- детский сад для детей раннего возраста — от 2 месяцев до 3 лет (с общеобразовательной программой и условиями для социальной адаптации и ранней социализации);
- детский сад для детей предшкольного возраста — 5 — 7 лет (предусмотрены группы компенсирующей и комбинированной направленности для обеспечения равных стартовых возможностей при поступлении в школу);
- детский сад присмотра и оздоровления;
- детский сад компенсирующего вида (образование плюс квалифицированная коррекция недостатков в физическом и психическом развитии);
- детский сад комбинированного вида (образование плюс коррекция, оздоровление, общее развитие);
- детский сад общеразвивающего вида с приоритетом одного из направлений развития воспитанников — познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического или физического;
- центр развития ребенка — детский сад (все вышеперечисленное плюс несколько приоритетов).
Только лицензия
Аккредитация образовательных программ и детского дошкольного учреждения в целом детским садам не нужна. Достаточно только лицензии на осуществление образовательной деятельности. Деятельность самого садика разрешена с момента его регистрации в порядке, обычном для любых юридических и неюридических лиц.
Дополнительное — за плату
Платные услуги могут предоставляться садиками только за пределами определяющих его статус образовательных программ — с учетом потребностей семьи и на основе договора с родителями. Их запрещено предоставлять взамен и в рамках основной образовательной деятельности, финансируемой учредителем. Напомним, все «обязательное» и потому по определению бесплатное должно содержаться в уставе садика.
Питание и медицина
За организацию полноценного питания для детей по-прежнему отвечает детсад. А вот с организацией медицинского обслуживания ситуация должна поменяться. В части медицины обязанности детского сада значительно сужены. За медобслуживание малышей теперь обязаны отвечать только органы здравоохранения. Единственная функция садика — предоставлять для этого помещения с соответствующими условиями для работы медицинских работников.
Прежней осталась обязанность оплачивать периодические медобследования всего персонала. Это должно делаться за счет средств учредителя детского сада.
Место в группе
Порядок комплектования садиков определяется их учредителем и закрепляется в уставе. Садики вправе варьировать в зависимости от потребностей возрастной и количественный состав групп и их число — но в соответствии с разрешенными медицинскими и санитарными ограничениями. Ограничений по предельной численности групп нет.
Разрешено принимать в сады детей от 2 месяцев до 7 лет. Прием детей осуществляется на основании медицинского заключения, заявления и документов, удостоверяющих личность одного из родителей. Дети-инвалиды принимаются на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии.
Между родителями и садиком заключается договор.
Запрет на профессию
К работе в детских садах не допускаются все, кто был приговорен судом и не реабилитирован. В том числе:
- лица, лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
- имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности;
- имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;
- признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;
- имеющие заболевания, предусмотренные особым перечнем.
Играть, учиться, развиваться
В новом типовом перечне игрового оборудования для детсадов есть много весьма полезного и интересного не только для работников садиков, но и для семей. Принцип формирования игрового «портфеля» для садика вполне может быть применен и при закупке игрушек и прочего инвентаря для любой семьи. Здесь главное — формирование оптимальной предметно-развивающей среды. В перечне представлены не конкретные названия, а «общая номенклатура» игрушек и инвентаря.
Так, для малышей предусмотрены «куклы средние, в том числе разных рас и с гендерными признаками». Пупс без «отдельных» половых признаков уже считается нонсенсом: если не вреден по определению, то уж не полезен — это точно. Ребятам нужны «мягкие антропоморфные животные», «грузовики, позволяющие детям садиться на них верхом», пожарная, скорая и полицейская машины, мусоровоз. Пригодится и игрушечный кассовый аппарат. Кроме того, крайне необходимы:
- конь на палочке;
- полосатый жезл;
- игры на координацию движения «рука — глаз»;
- пластилин, не липнущий к рукам и непачкающийся;
- набор для забивания;
- «проблемный» ящик или столик со звуковыми, световыми и механическими эффектами;
- сборно-разборный мат;
- мячи-физиороллы.
Требования к оборудованию включают в себя более десятка пунктов — от безопасности до соответствия национально-культурным, демографическим, климатическим условиям и полоролевой специфике.
Ведущая рубрики — Марина ГЛЕБОВА