«Культурное наследие на свалку?»
Под таким заглавием в Балтийском медиа-центре прошел круглый стол, посвященный наследию художников, ушедших из жизни
Вернее, вопрос в том, куда девать это наследие. Ведь в Петербурге до сих пор нет музея современного искусства, хотя XX век уже завершился. А Русский музей просто не может принять все, что остается в мастерских, на хранение.
Cемейный портрет (скульпторы М. А. Вайнман и М. М. Харламова и живописец Галина Вайнман-Стожарова)
Поводом для разговора на острую, болезненную тему стало обращение дочери художницы Галины Вайнман-Стожаровой Ольги Стожаровой к вице-губернатору Санкт-Петербурга Василию Кичеджи. Она написала ему письмо с просьбой оставить за ней на правах аренды мастерскую умершей матери, чтобы создать там мемориальную мастерскую династии Вайнман-Харламовой-Стожаровой-Вайнман (при этом своя мастерская у Ольги Стожаровой есть. — Прим. авт.).
Пока Ольгу Стожарову Санкт-Петербургский cоюз художников в ультимативной форме попросил освободить мастерскую матери в мансарде дома №38 на 7-й линии Васильевского острова. Как сообщила сама Ольга Стожарова, не просто попросил — были вскрыты двери мастерской. Стожарова опасается за творческое наследие своих предков.
Дед и бабушка художницы — крупнейшие ленинградские скульпторы Моисей Вайнман и Мария Харламова. Ими созданы барельефы Пискаревского кладбища, их произведения находятся в собраниях Русского музея, Третьяковской галереи, ЦВЗ «Манеж», других музеев страны. Творческое наследие их дочери — живописца Галины Вайнман-Стожаровой — насчитывает более 1500 живописных работ, в ближайшем будущем готовятся ее выставки в Москве и Петербурге. Большинство ее произведений было создано на Васильевском острове.
Галина Вайнман-Стожарова. Город
Доктор искусствоведения Ирина Карасик из Русского музея сообщает, что она также подписала письмо к вице-губернатору Кичеджи: «Здесь речь идет о наследии художников статусных, вошедших в историю ленинградского и отечественного искусства. Не возникает даже вопросов о необходимости устройства мемориальной мастерской».
«Возмущен положением дел вокруг мастерской» и заведующий отделом новейших течений Русского музея Александр Боровский: «Все претенденты на мастерскую — ничто по сравнению с этими мастерами, происходящее — неуважение к собственному наследию». И Карасик, и Боровский считают, что Союзу художников Санкт-Петербурга следовало бы продлить хотя бы на год договор аренды, чтобы за это время решить вопрос с наследием мастеров и возможным созданием мемориальной мастерской. Причем Ольга Стожарова уверяет, что не просила бы средств у города, а нашла бы спонсорские деньги, чтобы сделать мемориальную мастерскую.
В Санкт-Петербурге десятки тысяч художников. Как пояснил корреспонденту «ВП» председатель Санкт-Петербургского cоюза художников Альберт Чаркин, из 4 тысяч художников — членов cоюза только у тысячи свои мастерские. Учитывая, что ежегодно число художников увеличивается примерно на сто человек, проблема с нехваткой мастерских стоит очень остро.
На вопрос о необходимости создании общегородского хранилища Чаркин ответил, что, во-первых, эта тема не раз уже была поднята в Союзе художников, но ответа на нее пока нет, а во-вторых, не каждый согласится отдать в такое хранилище свои работы.
Пока в аппарате вице-губернатора не могут дать комментариев ни по ситуации с мастерской Галины Вайнман-Стожаровой, ни по возможности создания хранилища для работ петербургских художников.
Фото из семейного архива Вайнман-Стожаровых
Метки: Музейное дело Про Петербург Из первых рук Живопись Скульптура
Важно: Правила перепоста материалов