Культурный процент маловат
Директор Русского музея — о бюджете российской культуры, Торопецкой иконе и современном искусстве
Директор Русского музея — о бюджете российской культуры, Торопецкой иконе и современном искусстве
Встреча Владимира Гусева с петербургскими журналистами состоялась как раз на следующий день после трансляции выступления Владимира Путина, когда премьер-министр заявил о необходимости разработки государственной программы «Культура России».
Директор Государственного Русского музея Владимир Гусев точно знает, что не надо делать при разработке этой программы. И что надо изменить в первую очередь. Самой большой проблемой Гусев назвал хроническое недофинансирование российской культуры: «Менее 1% расходов бюджета на культуру — это говорит само за себя, а между тем именно культура превратила животные существа в человеческое общество». Гусев считает, что надо срочно что-то менять и с конкурсными процедурами в области культуры, то есть пресловутый 94-й ФЗ для культуры явно не подходит: «Тендеры на проведение выставок или на создание системы безопасности выигрывают фирмы, которые обещают сделать все в три раза дешевле и во столько же быстрее, в итоге не делают толком ничего, а музейщикам потом говорят чиновники, чтобы обращались в суд, но пока мы судимся — музей развалится».
Владимир Гусев отрицательно относится и к тому, чтобы в регионах создавались специальные межмузейные «бункеры — фондохранилища», и подчеркивает, что «экспонаты должны храниться в музеях». Также директор Русского музея убежден, что «нельзя превращать вопрос о передаче церковных вещей — музейных экспонатов церкви в кампанию».
«Я надеюсь, что Богоматерь Одигитрия — Торопецкая икона вернется», — сказал Владимир Гусев, но подчеркнул при этом, что музей, как государственное учреждение, не собственник, а лишь хранитель художественных ценностей и поэтому неукоснительно подчиняется решениям Министерства культуры…
Он напомнил журналистам, что Русским музеем выдано в православные храмы на временное хранение 39 музейных предметов. Как пример новых и продуктивных взаимоотношений музея и церкви Гусев привел недавнее событие — Русский музей передал Свято-Троицкой Александро-Невской лавре копию картины художника Григория Угрюмова «Торжественный въезд Александра Невского во Псков после одержанной им победы над немецкими рыцарями». Копия этой огромной картины была выполнена художником-реставратором Русского музея Натальей Романовой.
Владимир Гусев сообщил, что в музее решили уделять больше внимания искусству XX века. Так, уже в мае на втором этаже корпуса Бенуа откроется выставка «Искусство первой половины XX века». Посетители увидят произведения, созданные до 1940-х годов. Среди работ, представленных в залах музея, — картины Михаила Врубеля, Бориса Кустодиева, Казимира Малевича, Василия Кандинского, Кузьмы Петрова-Водкина, Павла Филонова, художников «Бубнового валета» и других.
Гусева спросили, как он относится к тому, что арт-группа «Война» получила «Инновацию». Директор Русского музея сказал, что «не может понять такого современного искусства». Есть просто искусство, которое создается сегодня, Государственная Третьяковская галерея, которая для нас ныне — собрание классики, тоже когда-то была галереей современного русского искусства. А что касается «шалостей», то шалили когда-то и гусары на Невском. Но они не утверждали, что творят современное искусство…
Галина АРТЕМЕНКО, фото Натальи ЧАЙКИ
Метки: Русский музей
Важно: Правила перепоста материалов