Газета выходит с октября 1917 года Friday 22 ноября 2024

«Купишь без вопросов!»

Корреспондент «ВП» проверял в действии запрет на ночную продажу алкоголя

Закон о запрете продажи спиртного крепче 15 градусов по ночам — с 23.00 до 7.00 — действует в Петербурге уже почти шесть лет. Летом прошлого года его «впитал» вступивший в силу федеральный закон с более тотальным антиалкогольным запретом. Им с 23.00 до 8.00 запрещена розничная продажа всего алкоголя, включая пиво крепостью более 5%.

Но Россия пьет. И пьет по-черному. До 2011 года количество населения уменьшалось, а объемы потребления алкоголя увеличивались. 2011-й впервые показал положительную регрессию. Если до этого среднестатистический россиянин потреблял 18 литров спирта в год, то теперь — всего лишь 15. В этом и заслуга запрета ночных продаж. Это одна из мер пресечения подросткового пьянства.

Но что мы видим на улицах? Народ как пил, так и пьет.

Доверительный перегар

В нашем городе достаточно магазинов, где вам, игнорируя все законы, продадут все, что угодно. Корреспондент «ВП» решил убедиться в этом на собственном опыте.

Около часу ночи я прогулялся по двум островам — Васильевскому и Петроградскому, — заходя во все попадающиеся на пути магазины.

В первом же магазине, на Железноводской улице, понял: шептать и намекать не надо. После моих неловких намеков дородная продавщица внимательно оглядела вашего корреспондента, а потом эдаким басом на весь магазин переспросила: «Тебе водки, что ли?» И потянулась к стеллажам. Но спохватилась: «Ой, а времени-то?!» И… не дала! Неужели интеллигентнейший вид корреспондента «ВП» вызвал у нее сомнения? Дальнейшие наблюдения с улицы показали, что одеваться надо в магазине «грязная-одежда-на-вес» в отделе «и-не-вашего-размера», а также желательно несколько дней подряд не мыться. Хорошо бы еще запах перегара и затекшие от алкоголизма глаза. Вот тогда доверие вам обеспечено.

Пришлось снять очки и сделать волосы буреломом. Эффект стал ощутим сразу же. В следующем магазине даже говорить ничего не надо было. Скучающая девушка, увидев мою очаровательную улыбку, просто спросила: «Какую?»

У спекулянтов не покупаем

Потом началась полоса неудач. До «Василеостровской» с Голодая дошел «на сухую». Все, как заговоренные, твердили, что водку после 23.00 не продают. Но пиво, даже крепкое, можно было купить. О том, что и это запрещено, продавцы знали. Так и говорили, мол, пиво тоже нельзя, но вам продадим.

А вот в магазинах, где кассы подключены к компьютерной системе, закон соблюдается. Там кассовый аппарат не даст пробить запрещенные товары.

Я вот в Дании был. Там в продуктовых магазинах вообще алкоголя нет. Разве что дорогущий виски может стоять. Пиво тоже не во всех. Есть специализированные магазины. Там, пожалуйста, — пиво, вино, шнапс и так далее. Но они закрываются в восемь вечера. И никаких проблем с запретами и разрешениями. Народ же вполне душевно проводит время в клубах.

У нас запрет на продажу спиртного после 23.00. Но почему наши специализированные алкогольные магазины работают по ночам?

Идем дальше. Ни на Среднем проспекте Васильевского острова, ни на прилегающих линиях водку не продавали. В одном только магазинчике продавщица пожаловалась, что если бы я пришел к ней раньше, то проблем бы не было. Но с некоторых пор в их магазине водки нет.

Свернул еще на одну линию. А тут как раз этот самый специализированный алкогольный ночной магазин. Продавщица сознательно предупредила, что купить могу только слабое пиво. Однако не успел я отойти от магазина, как меня за рукав придержал охранник и предложил пол-литра за 300 рублей — той, что днем 150 стоит. Бизнес. Не, у спекулянтов не покупаем. Меня ждала Петроградская сторона...

Ты на Пушкарскую иди!

И надежды не обманули. В перекрестиях улиц, прилегающих к Кронверкскому проспекту, отказа не было нигде. Кое-где ставили на прилавок открыто, кое-где передавали в пакете. Где компьютеризированные кассы, взяв деньги, просто не пробивали чек. Видимо, баланс восстанавливался поутру. Но ближе к Большому проспекту начались проблемы: «Ночью не продаем»; «Вы законы знаете?»; «И вино не продаем».

Тут на глаза попался маленький неопрятный мини-маркет, набитый таджиками. Думаю, уж здесь-то проблем не будет... Но моя попытка принести на кассу водку закончилась большим скандалом. Плохо говорящий по-русски то ли охранник, то ли администратор начал бегать вокруг меня, размахивать руками и твердить, что в каждом углу магазина видеокамеры и что владелец не спит, а следит, не пришел ли кто водку покупать. А если сейчас продать водку, то он приедет и сразу всех уволит. На улице меня подбодрил мужчина, который слышал всю эту суматоху: «Да ты не переживай, тут сегодня охранник сумасшедший. Ты сюда завтра приходи, другой будет. А сегодня иди на Пушкарскую. Там нормальная продавщица. Черненькая. А блондинка, дура, не продаст. Тогда иди на Зеленину. Там без вопросов купишь».

Вот спасибо! Пошел. Увидел, что все лавочки в районе заняты. На одной парочка пиво сосала. На другой мужики какой-то тетке вино в пол-литровый пластиковый стакан наливали. На другой два друга расстелили поляну — водочка, селедочка, все как полагается.

А как известно корреспонденту «ВП», многие магазины, где можно ночью купить выпить, вообще не имеют лицензии, дающей право на торговлю алкоголем…

...А ведь есть еще интернет-сайты, где можно рублей за 900 купить спички и получить к ним в подарок бутылку водки. Есть ресторанная доставка, но и цены там соответствующие. А в Москве, как рассказывают столичные коллеги, водку можно взять… в аренду. В магазине тебе даже договор дают подписать. Подписываешь, платишь копейки за аренду, оставляешь в залог полную стоимость. Если утром не возвращаешь товар в целости и сохранности, залог остается арендодателю.

КОММЕНТАРИИ

«Наряд у каждого не поставишь»

Начальник Петроградского УМВД Станислав Чичин:

— В гипермаркетах были? Слышали, там в одиннадцать вечера объявляют, что продажа спиртного прекращена? И в больших сетевых магазинах алкоголя не купить. А вот маленькие ИП — это беда. Ходим совместно с прокуратурой, с районной администрацией, проводим проверки. Проверка уходит, а магазин остается. Ночью-то наряд у каждого не поставишь. Но если зафиксируем нарушение, штраф будет приличный: 40 — 50 тысяч для юрлиц за нарушение запрета ночной торговли алкоголем и еще 30 — 40 тысяч — за продажу товара без чека.

«Мы не могли бы давать слабины»

В отделах потребительского рынка районных администраций корреспонденту «ВП» рассказали, что к ним с этими вопросами теперь вообще обращаться бессмысленно. Если раньше они имели разрешительные и контролирующие функции и знали всех торговцев в лицо и по именам, то сейчас они могут даже не знать, что у них где-то магазин открылся, — предприниматели не обязаны перед ними отчитываться. Могут уведомить, а могут и не уведомлять.

Как рассказал корреспонденту «ВП» глава муниципального совета «Петровский округ» Владимир Бородин, у них тоже в свое время были полномочия влиять на систему торговли алкоголем:

— Мы могли инициировать отзыв лицензии. Но потом законодательно эти полномочия постепенно с нас снимались. Сейчас прописанной в уставе осталась лишь одна функция — определять зоны, где спиртным торговать запрещено. Но уже никто не обязан к нашим рекомендациям прислушиваться. Я же уверен, что такие вопросы необходимо возвращать на места. Мы живем в тех же домах и рядом с теми же магазинами. Я, если что, ночью мог бы прийти и принять меры. Власть на местах — это конкуренция. И мы не могли бы давать слабины, потому что жители-соседи всегда видят, кто и как работает.

«Бить так, чтобы предпринимателю страшно было чихнуть»

Депутаты Законодательного собрания пеняют на федералов. Виталий Милонов готов ввести за нарушения оборота алкоголя уголовную ответственность:

— Если детям продают, точно надо уголовное дело возбуждать. Это, конечно, полномочия федералов, но мы обсуждаем сейчас с ними возможные инициативы. А что касается ночной продажи спиртного, то тут необходим комплекс мер. Ужесточить требования по торговым площадям. Предприниматель расширяет свой ларек, и у него получается павильон. Уже можно водку продавать. И водка ли там вообще, тоже неизвестно. Отказались от государственной монополии — тогда надо вводить жесткое лицензирование и ограничить количество лицензий на район. Юрлицам, которые работают меньше трех лет, вообще лицензий не давать. За нарушения экономически бить так, чтобы предпринимателю страшно было чихнуть. Тогда что-то изменится. Мы будем обсуждать закон о 12-часовом запрете. И постараемся прописать в нем самые жесткие меры.

От автора

И мы об этом. Депутатам Законодательного собрания Петербурга, вместо того чтобы выпрашивать себе три четверти года выходных, продумать бы реальный механизм контроля на местах. За годы работы корреспондент «ВП» привык слышать такие речи от чиновников, от депутатов — местных и федералов. Но пока ничего не изменилось. Судя по всему, в реальности это никому не нужно — слишком большие деньги крутятся в алкогольном бизнесе.

Михаил ТЕЛЕХОВ, фото Натальи ЧАЙКИ
↑ Наверх